Зерно во всех земледельческих народов символизирует зарождение новой жизни, плодородие, богатство

Written by bobrpravda   // 10.04.2013   // 0 Comments

Зерно Зерно

Зерно

Зерно

Зерно во всех земледельческих народов символизирует зарождение новой жизни, плодородие, богатство. Это своеобразная жертва, связанная с цикличностью природы и вечной идеей смерти и воскресения. Ведь для того, чтобы проросли новые побеги, нужно бросить в землю старое зерно. Оно должно умереть, чтобы дать жизнь новому колосьям.
Зерно в представлении нашего народа — всегда то, что должно прорасти, зародить, преодолев смерть, воскреснуть. Особенно почитается рожь, название которого происходит от того же корня, что и слово «жизнь». На Пасху, праздник воскресения Иисуса Христа, поем:
На горе рожь, рожь,
На долине овес.
Как зазвонят во все колокола,
Скажут: «Христос воскрес!»

Из глубин веков пришла к нам легенда, будто при творении мира голуби подняли с морского дна миротворческим подарки: рожь — для людей, пшеницу — для Бога, траву — для скота.
Одной из символических граней образа ржи есть символ молодости, любви и брака. Рожь в песнях предвещает свадьбу. Спелые рожь символизирует готовность к браку, зеленый — неготовность. Сжать рожь — значит жениться. Переход от состояния дивуваьння до замужества в Коломые отражается следующим образом:
Там, где были ржи, ржи, а теперь пшеницы.
Там, где были дивчаточка теперь женщины …
Особое значение придавалось ржаном зерну. На свадьбе молодых посыпают зерном ржи, чтобы жизнь у них были длинные и красивые, чтобы Бог дал детей столько, сколько ржаных зерен упало на молодую. При этом поют:
Ой не сей, мать, овесець,
А сей, мать, рожь,
Чтобы было хорошо жить!
Цель обсыпки молодых зерном — сделать их богатыми, здоровыми, веселыми, уберечь от сглаза, обеспечить им способность к деторождению. Известно, что на княжеских свадьбах XVI-XVII вв. постель для молодых слали на ржаных снопах; рядом ставили кадку или несколько бочонков, наполненных пшеницей, ячменем или овсом; по углам спальни клали хлеба.
Рожь почиталось и в родильной обрядности. Баба пленница после родов закапывали «место» в доме под полом и посыпала его зерном ржи. После ужина на крестинах баба раздавала присутствующим «цветка»: зимой из колосьев ржи и пшеницы, а летом из барвинка, васильков и калины, чтобы ребенок был здоров и мало все необходимое.
Используется рожь и в погребальном ритуале. Когда выносят гроб, то посыпают за ней ржаным зерном, чтобы в доме дальше была жизнь.
Образ ржи как символ жизни настолько древний и так глубоко укоренился в народной
сознания, фигурирует даже в толковании снов. Полностью созревшее рожь трактуется как выражение законченного, завершенного жизни. Человеку, которому приснится подряд рожь, вищуеться скорая смерть. Если приснится зеленый рожь — это знак долгой жизни.
Из представлений о рожь как символ жизни возник образ ржаных колосьев (живых людей) и жатвы (битвы). В «Слове о полку Игореве» читаем:
На Немиге снопы стелют головами,
Молотят цепами харалужными,
На току жизнь кладут,
Веют душу от тела.
Битва здесь показана как работа на току, молотьба и веяния. Ток — в сказках так называется поле боя, место поединка богатырей. Снопы означают при этом головы, цепы — мечи, зерно — душу, половая — тело. В изложении А. Куном легенд и мифов Древней Греции, в цикле об аргонавтах, говорится: «Все поле покрыли они, подобно срезанным острым серпом колосья, покрывающим плодотворную землю».
Рожь невиполоте, в сорняках — в песнях предвещает печаль: жизни человека угрожает смерть. Сжатое рожь в народных песнях — погибший человек. Когда оно сжатое высоко, это означает, что с жизнью попрощалась человек молодой. Рожь, взбитое копытами, также символизирует погибшего человека:
Ой в поле рожь, копытами сбит.
Под белой ой и березой
казака убиты …
Интересно подает представление о людях-Житник загадка: «Пришел Халда-балда, взял стрики-брики, услышали пойникы:» Вставайте, Житник берите Овсяников, загоняйте Халди-балду, одимите стрики-брики! «(Волк, собаки, Люди, коза ).
Символ ржаного зерна видим и в календарной обрядности. Праздничный обжиночный ржаной сноп, первый из поля, заносили в палату со словами: «Чтобы велось от хлеба до хлеба». Этот сноп освящали в церкви на Маковея или на Спаса и хранили в амбаре или на чердаке. В Сочельник хозяин вносил его в дом и ставил в углу, чтобы год был счастливым и богатым. За Рождественских праздников сноп (Снопок, дед, дидух), который символизировал предков рода, стоял в углу. После Водосвячение его обмолачивали, перевеслами из него обвязывали деревья, чтобы лучше родили, солому сжигали, а зерном весной начинали засева поля. Так проявлялась идея бесконечности бытия, круговорота в природе вечного умирания и воскрешением жизненных сил. Потому солома — это символ отжившего, старого, умирающий, а зерно — нового, что возрастет и даст новый урожай.
С вечера 13 января до рассвета 14-го в украинских домах засевается на новую жизнь, на счастье и здоровье, на Новый год и на долгий век. Засевать могут только мальчики четырех-семи лет. Ведь засевать — то свойство только мужчин. А женщина, как и земля, принимает в себя зерно и порождает плод. Засевают с перчатки зернами гречихи, овса, ячменя и всего — ржи. При этом говорят засивальни поздравления: «плода, Бог, рожь, пшеницу, всякий хлеб!»
Моление о богатый урожай ржи видим и в такой колядке:
Что в поле, поле, около пути,
Ой там Иван орлами пашет.
Стрелкой сеет, лучком волочит,
Лучком волочит да и Бога просит:
«И уроды, Боже, рожь густея,
Рожь густея, волосистее.
Поставим жнецов семьсот молодцов,
Нажных кипок, как на небе звезд,
Поставим стог, бесценный вершок «.


Tags:

Зерно


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*