Верба -женский символ, олицетворение таинственной силы женщины, плодовитости и материнства

Written by bobrpravda   // 30.03.2013   // 0 Comments

Верба Верба

Верба

Верба

Верба — это женский символ, олицетворение таинственной силы женщины, плодовитости и материнства. Это дерево связано с водой, следовательно, символизирует здоровье и жизнь.

В древности ива была священным деревом у славян. Считают, что она олицетворяла бога солнца, и теперь в народе говорят, что «само солнце пьет воду из ивовых листьев, поэтому они так похожи на солнечные лучи». Как особое, священное дерево, ива тесно связана с культом предков. На похоронах плакучими веточками устилали полы (теперь говорят, что это для того, «чтобы мертвец никого с собой не взял»).
Верба — одно из самых любимых в Украине деревьев. «Зря, ива, что уш нет», — говорят о ней и обсаживают молодыми деревцами ставки, берега рек, дороги, дворы, колодцы. Ежегодно, возвращаясь из церкви на Вербное воскресенье, крестьяне втыкают в землю освященные ветви, и из них вырастают деревья, которые предоставляют украинские селам особой характерной красоты. «В конце плотины шумят ивы, я насадила», — поется в песне.
Произрастают эти деревья и сами — из случайно оброненное веточки или забитого в землю колышку. «Кто ее сажал? Торчал кол ивовый и разросся», — говорит об иве Акулина в «Лесной песне? Леси Украинский. Неприхотливость ивы, способность быстро приниматься и расти, а также то, что она первой из растений начинает зеленеть и развиваться весной, придают ей особого магического значения в народном сознании и обрядах, направленных на обеспечение плодородия, здоровья. Освященные вербы веточки предохраняют от грозы, пожара, нечистой силы.
Вербное воскресенье празднуют за неделю до Пасхи («за неделю Пасха: недалеко красное яичко»). Когда Христос возвращался в Иерусалим, люди устилали ему путь пальмовыми ветвями. Отсюда обычай святить ветки деревьев.
Святой вербой стегала друг друга, чтобы быть «большими, как ива, богатыми, как земля и здоровыми, как вода». Обычай бить вербой — еще дохристианский, он связан с верованием, энергия от ритуального битья передается тому, кого бьет. Поэтому такой удар способен «разбудить» жизненную силу человека или животного. Освященными ветвями выгоняли пастись скот в день св. Юрия, надеясь на хороший приплод и защищая ее таким образом от беды и болезней.
Используется мотив удара и в чарах: ударил человек ведьму прутиком, и «она сейчас же стала кобылой». В сказках волшебницы таким образом превращают царевен на уток, кукушек. С помощью подобных действий можно достичь и обратного эффекта: снять чары, как в сказке о Красносвита. Три пары железных башмаков сносила жена, пока нашла своего мужа в чужом далеком царстве в «плохой царицы». Три ночи голосила над ним женщина, и не просыпается от заколдованного сна Красносвит, не слышит ее. Увидел это слуга, удивился и рассказал своему хозяину. Тогда Красносвит слез с коня, уломив три прутики-сверстники и говорит тому парню: «На, — говорит, — как она будет рыдать, дай ей три сверстники и говори, пусть перетянет меня на второе место и ударит три раза этими сверстниками, то я встану «.
Как мировое древо, ива олицетворяет и жизнь, и смерть. На иве «находят» детей. В сербском обряда первой Состриженные волосы ребенка крестный отец нес ивы. Украинские девушки закапывали под ивой свое вичесане волос. Все это — остатки древнего ритуала жертвоприношения, которые были переосмыслены в новых жизненных обстоятельствах. Верба выступает в роли мирового древа в загадке о дороге: «Лежит ива посреди села: как встанет, до неба достанет».
Происхождение ивы объясняют по-разному. Одна из легенд рассказывает, что плакучая ива была завезена из Китая: привезли в плетеных корзинах какой-то товар, разгрузили и корзины выбросили. Одна из ветвей принялась и выросла в чудесное дерево. В литовской сказке говорится о происхождении ивы с женщины, которая была наделена необычайной плодородием: у нее даже с рук, ног, головы рождались дети. Из зависти богиня земли превратила ее в вербу: тело сделала стволом, ноги — корнями, поднятые к небу руки — ветками, волосы — листьями.
Если молодая верба символизирует жизненную силу, плодородие, здоровье, защищает от болезней, стихийных бедствий, нечистой силы, то старая ива ассоциируется со смертью, чертовщиной («влюбился, — говорят, — как черт в старую вербу»), а в заговорах — с Антимиры, местом, куда отсылают болезни, порчу, уроки, змеиную яд: «… верба-Вербица, забери раба Божьего бессонница», «… под солнцем жестоким и под лесом черным, под высоким, там стоит верба, под той ивой семьсот корней, и на той вербе семьсот канатов, а на тех канатах сидит царь Хан и царица Ханиця. И прошу — допоможите, и выньте три зуба лихих с рыжего коня, из крови черной, из кости желтой, из шерсти рижои «.
Согласно поверью, которое бытует в Закарпатье, кривое, сухое дерево, наклоненное над водой, могут перевоплотиться вурдалаки — ходячие мертвецы, которые сосут из живых кровь. На иве любят качаться русалки (по поверью, которое существовало на Харьковщине, они могут бегать по иве и в виде белки).
Леся Украинской в «Лесной песне» изображает картину последовательного перевоплощения Мавки через огонь и дерево:
Легкий, рыхлый пепел
ляжет, придя, в родную землицу,
вместе с водой там умножит Вербица, —
станет началом тогда мой конец.
«Где верба — там и вода», — говорит пословица. Люди давно заметили, что ива растет у чистой воды, и с помощью ивового прутика научились искать источники. И колодцы копали под ивой. А еще говорят: «Ивы вокруг водоемов — воде спокойно и хорошо, значит, и тебе покой нести такая вода. Имеешь на душе грусть — прислонись: ива займет».

«Придет вербниця, назад земля вернется», — говорят о ежегодное обновление природы с приходом весны и временное похолодание во время цветения ивы. Олицетворение в иве весеннего пробуждения природы от зимнего сна, полноты жизни ассоциировалось в семейной жизни с браком, с расцветом молодых животворных сил. Поэтому образ ивы чрезвычайно распространен в веснушках и купальских песнях:
Опрокинь кладку через муравка
Ивовую, ивовую.
Ой время вам, девоньки, ой время, голубчики,
Домой, домой.
Девушка Марийка, ты ясная зорко,
Зистанься, зистанься
И со своим миленьким, соколом Ясненько,
Звинчайся, звинчайся.
Символ ивовой кладки, мостика означает любовь, побрання, брак. Сухая, подточена водой ива намекает в Веснушке на девушку, которая замешкалась с женитьбой:
Ой не стой, верба, над водой
И не пускай ветви до Дуная;
А Дунай — море разливает,
И день, и ночь вода прибывает,
С ивы корень подмывает,
С верху ива усыхает.
Стань себе, верба, на рыночке
В хрещатеньким барвиночку,
И душистый василечки!
Такая же символика ивы и в купальских песнях. Верба развилась — пора молодежи жениться. В лирических песнях ива символизирует любовь, девичью красоту, бракосочетания. В злополучном любви ива скорбит вместе с влюбленными. Наклонена ива, верба с опавшими или увядшим листьями означает печаль, тоску, потерю, упадок.
Ой в лузе в темном
И над морем над глубоким
И стоит верба похилая.
Под ивой знамен стоит.
Под знаменем казак лежит.
В головушка — свеча горит.
Наклонена ива ассоциируется с разводом в песнях о любви:
Ой ты, верба моя Кучерявая …
На крутых Бережках наклонилась …
А девушка от сна пробудилась
И вспомнила себе, с кем полюбилась.
Как в вишневом саду расставалась,
Как в вишневом саду расставалась. —
или в Коломые:
Ой ты, верба, над водой чего ся склонила?
Скажи мне, девчоночка, чего ния оставила?
Согласно древним славянским поверьям, если в темном лесу найти зеленую иву, которая никогда не слышала шум воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света.


Tags:

Верба


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*