Святой великомученик и Победоносец Юрий — история праздника

Written by bobrpravda   // 17.08.2013   // 0 Comments

Победоносец Юрий

Победоносец Юрий

Святой великомученик и Победоносец Юрий, погибшего в Никомедии (Малая Азия) года 303 по Хр., Считается покровителя земледелия и скотоводства у всех христианских народов. Именно это имя, Юрий, в греческом языке произносится ?георгос?, или ?геориос? (в латинском — Georgius ), что значит ?земледелец?, или тот, кто обрабатывает землю, — земледелец по-нашему.

В христианской иконографии Св. Юрий изображается рыцарем на белом коне с копьем в руках, которым он забивает дракона. Этот святой рыцарь, по христианской легенде, спас невинного девушку в ливийских степях. Девушка, по языческим обычаям, была принесена в жертву дракону. Сам дракон в христианской символике — это и есть побеждено язычество, на руинах которого возродилась христианская церковь.

В древней западноукраинской легенде-песни, ее записал Ян Колляр 1 , эта христианская символика изображена так:

Свети Ири знамена Христа Спасителя,
а драк сатана злего непрителя;
Панна цирковой святую знамена,
Который есть крови Христовой выкуплена.

День святого Георгия отмечается в Украине в семнадцатом недели после Рождества, теперь это приходится на шестое мая, а по старому календарю — на 23-е апреля. Этот праздник в нашей земледельческого населения всегда было в большом почете. Имя святого рыцаря Юрия встречается во многих украинских народных песнях, преданиях и легендах.

По древнему народному верованию, в этот день ?весна сходит на землю?. Перед тем люди только звали ее, приглашали, как желанного гостя встречали песнями и хороводами, а теперь, мол, она уже здесь между: нами сошла на землю и начинает хозяйничать: появляются первые всходы яровых, отживают озимые посевы, зазеленели рощи и сады …

Святой Юрий отпирает землю и небо …

В одной из народных веснушек, записанная на Волыни, поется:

Но Юрий мать зовет:
— Да, давай, Мать, ключи открыть небо,
открыть небо — выпустить росу,
выпустить росу — девичью красоту.
Девичья красота, как летняя роса:
в меду тонет, с вином всплывает 2 .

А в древней коляде весенние и летние праздники вяжутся с именами церковных святых. Первым среди этих имен упоминается святой Юрий:

Первый праздник — Святое Юрье,
Второй праздник — Святой Петр,
Третье праздник — Святой Илья.

Каждый из этих трех святых уосибнюе в себе одну пору года: весну, лето и осень. Соответственно этому и распределяются обязанности:

Святой Юрий землю отпирает,
Святой Петр рожь зажинае,
Святой Илья в копны составляет.

В другой колядке святой Юрий противопоставляется святому Дмитрию — четвертом святому который уосибнюе зиму:

У Святого Дмитрия труба из серебра,
У Святого Юра — труба из тура.
Как затрубит Святой Дмитрий —
И покров зимков все горы бело.
Святой Юрий как вострубил, —
Всю лед разбил и деревья развил.

Далее разворачивается широкий образ чудотворной дияльности святого Юрия:

А как затрубил пресвятой Юрий, —
Зазеленели горы, долины, —
Горы, долины еще пастбища.
Пошли голоса по всем низинах,
по Буковине, по всем равнинах,
Да по ричинах, по керничинах.
Все низины зазеленели,
Все Буковины си зашарил.
Но пташечку повылетали,
Повылетали, защебетали.
Все ся реки порозмерзалы,
Все керничкы повиповнялы,
Пообцвитало все кувшинками.
Но все овцы и заблеялы,
Все ся пастухи израдувалы 3 .

Верование в то, что св. Юрий отпирает землю, существует и в других славянских народов. Так, в Чехии, в ?okoli Zatce? девушки поют:

Svaty Ji?i vstava, zem odmyk?v?,
aby trava rostla, travi?ka zelen?,
ru?i?ka ?erven?, fialka modr? 4 .

По моравским народном верованием ключе должно Марена и песня обращается к ней с вопросом:

H?lo, h?lo, m? mil? Mo?eno!
Komus dala kli?e?

или:

Ma?ena, Ma?ena,
Kdes ty klu?е pod?la? 5

Далее, как следует из песни, Марена ?na oleji smazena?, или сама отпирает землю, что случается редко, или передает ключи святому Юрию, чтобы он открыл небо и землю и выпустил на волю росу и свежую зеленую растительность.

О Юрию ключи поет и белорусская ?волочобна? песня:

Юрья, Юрья, Боже мой,
Дай ключи, землю одмыкать,
Бычка Напас!

Латыши в своих песнях приглашают усин:

Приди, Усин, приди, усин!
Долго тебя надеялись:
Лошади ждут зеленой паши,
А парни — веселых песен.
И Усень прибыл к ним:
Сюда прибыл панцероносець верхом,
На камневидный лошади:
Деревьям принес листья,
А земли — зеленую траву 6 .

Представление о том, что святой Георгий приносит зеленую траву, вообще растительность, у хорватов и словенцев проявляется тем, что: хор, который в этот день ходит от дома к дому с приветственными песнями, водит с собой ?Зеленого Юрия? — молодого парня, с ног до головы покрытого зелеными ветвями 7 .

Сербские женщины и девушки в день св. Юрия ходят ?по билячкы?, за растениями, а затем тем зеленью украшают церкви и свои жилища, что тем самым показывая, что Святой Юрий зелень им же принес 8.


Tags:

Победоносец Юрий


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*