Св. Палия, Маковея, Спас: наши традиции,обряды

Written by bobrpravda   // 05.06.2013   // 0 Comments

св. Палия, Маковея, Спас

св. Палия, Маковея, Спас

Август (св. Палия, Маковея, Спас)

2 августа празднуется день пророка Ильи. По языческой мифологией, Илья — это Перун, так и воспевался он как сеятель озимого посева. Правда, от древних почестей Перуна в украинских обрядах сохранились лишь колядки на праздник Василия:
Ходит Илья на Василия,
Носит кнут житяную;
Куда махнет — рожь растет,
Рожь, пшеница и всякий хлеб.
Да еще, возможно, легенды и предания, в которых Илья — Перун выступает силой, способной наказать подлую нечисть.
9 августа — день святого Великомученика Пантелеймона, или ?святого Палия?.
По народным верованиям, Пантелеймон считается защитником людей от огня. Во время пожара вокруг дома, который горит, трижды обносят икону святого Пантелеймона, веря, что пожар прекратится, особенно в это верят, если пожар возник от грома.

В этот день крестьяне перед образом святого Пантелеймона зажигают свечу, ?чтобы в поле копны сохранил от пожара?. Существует поверье, что тот, кто в этот день возить хлеб домой, — непременно потеряет его. Этот день еще называется ?Паликопа?. Знахари в это время собирают травы для лечения домашних животных.
14 августа отмечается день Семи Святых Мучеников Маккавеев, или, как говорят в народе, ?Маковея?. В этот день в церквях святят воду, цветы и мак. После освящения цветы и мак кладут за образами, и они сохраняются до весны, ими же украшают крест на Иордань, их же девушки вплетают в косы на Благовещение, а мак рассеивают по огороду. Обрядовой едой в этот день является ?лепешки? — ломаные коржи с маком и медом.
Маковея — древний казацкий праздник. В Киеве когда-то в этот день мужчины, приходившие святить воду, были обязательно в казацком наряде.
Девятнадцатого августа отмечается Преображение Господне, или Спаса. В этот день в церкви святили груши, яблоки, мед и обжиночные венки — пучок колосьев ржи и пшеницы.
Когда крестьяне в этот день не ели садовых фруктов — это считалось грехом. Вернувшись из церкви, садились за стол, ели яблоки с медом и запивали виноградным или яблоневым вином. Спаса — день поминовения умерших, по верованиям, это третий выход душ, умерших после Страстной Четверг и Пятидесятницы.
На Спаса заканчивается жатва, поэтому в эти годы как раз на Спаса производят обжинки. Жнецы и жницы ходят по ниве и собирают колоски, затем сплетают венки и хранят их до следующего года, круга из них выбьют зерно и посеют на поля. Собирая колосья, жницы поют:
Ой чье же это поле
Зажелтели стоя?
Иваново поле
Зажелтели стоя.
Жнецы молодые,
Серпы золотые.
Ой чье же это поле
Задремало стоя?
Так Грицкового поле
Задремало стоя;
Жнецы все пары старых,
Серпы все стальнии;
А мы своему господину
И сделали славу:
Житечко пожали,
В снопы связали,
В копы положили.
А мы своему господину
И сделали славу:
Вот, батюшка наш,
Обжиночкив время.
Обжинки справлялись всем селом.
28 августа — праздник Успения Пресвятой Богородицы, или, как говорят в народе, Успение. В течение осеннего периода есть три Пречистые, о которых в народе говорят: ?Успение рожь засевает, вторая — дождем поливает, а Третья — снегом покрывает?. После Успения девушки уже освобождаются от тяжелого труда и готовятся встречать сватов, поскольку это как раз начало поры свадеб. Собирая яблоки, девушки поют:
Пречистая по груше ходила,
Пречистая мешок потеряла,
А Спас шел, мешок нашел.
Спасик-отцу,
Отдай мой мешочек,
Не буду ходить
В твой сад.


Tags:

Маковея

св. Палия

Спас


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*