Символика украинского рушника, вышивки

Written by bobrpravda   // 22.07.2013   // 0 Comments

Символика украинского рушника, вышивки

Символика украинского рушника, вышивки

Символика украинского рушника, вышивки

Символіка українського рушника, вишивки
История народной вышивки на Украине уходит своими корнями в глубину веков. Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев доказывают, что вышивание как вид искусства в Украине существует с незапамятных времен. Вышивкой, по свидетельству Геродота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, которые датируются VI в., При исследовании показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. н. есть. в своих рассказах о русов отмечает, что они носили вышитую одежду. К сожалению, памятники украинской вышивки сохранились только за последние несколько веков, но и этого достаточно, чтобы обнаружить, что элементы символики орнаментов украинской вышивки совпадают с орнаментами, которые украшали посуду давних жителей территории Украины периода неолита, трипольской культуры.

Вышиванием исконно занимались женщины, которые из поколения в поколение передавали типичные, яркие образцы орнамента, цвета, вышивальную технику. Вышивки, передавая характерные признаки местности, отличаются между собой орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические, растительные, зооморфные (животные) и отражают элементы символики древних верований, культов. Геометрические орнаменты, например, присущи всем видам народного искусства и всей славянской мифологии. Разнообразные кружки, треугольники, ромбы, каракули, линии, кресты символично отражали представления наших предков о мироздании, поэтому их значение соответствующее. На основе древних космологических символов в народе создана своя система названий. Это ?бараньи рога?, ?кудри?, ?гребешок?, ?каракули?, ?сосна?, ?перерыв? и другие.
В основе растительного орнамента лежит культ поклонения природе, растению. Кроме распространенного символа ?дерево жизни?, который изображается стилизовано в форме листьев или веток, в вышивках с растительным орнаментом популярные стилизованные изображения Берегини, использование таких мотивов, как ?виноград? — символ благосостояния, счастливого бракосочетания, ?барвинок? — символ немеркнущей жизни, ?яблоко? — символ любви и т.д..
На зооморфных вышивках изображаются тотемические и солярные животные, а также животные, обозначающие три яруса ?дерева жизни?. Иногда вышивальщицы используют индивидуальные мотивы, присущие видению узора определенного лица. Ими могут быть заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, рыбья чешуя и т.п..
Техника вышивания имеет около ста различных вариантов и так же, как и цветовая гамма, является особенностью данной местности. С точки зрения техники и цвета мы рассмотрим вышивки разных районов Украины.
Полтавские вышивки выполняются крестиком, путаным крестиком, двойным прутиком, зубчиками, мережкой, прутиков мережкой, выкалыванием, довбанкой, верхоплут, цепочкой т.п.. Узоры выполняются отдельными швами и сочетанием нескольких швов. Вышивают преимущественно белыми нитками, изредка — красными и серыми, узор обводят черными или цветными полосами.
Техника вышивания Харьковской и Луганской имеет много общего с вышивками центральных областей, но им присущи своеобразные полихромные орнаменты, выполненные крестиком, грубой нитью, благодаря чему создается впечатление рельефности. Вышивки Полесья простые и четкие по композиции. Ромболамана линия геометрического мотива повторяется несколько раз. Вышивается орнамент красной нитью по белому фону.
Для северной Волыни характерные ромболамани линии в виде лент горизонтального или вертикального направления, вышитые красным по белому. В южных районах области преобладают растительные мотивы, шитье крестиком или прутиком. Черный цвет в таких вышивках сочетается с самыми разнообразными комбинациями красного.
Для Черниговщины характерны белые вышивки с сочетанием прозрачных швов с гладью, иногда геометрический или растительный орнамент вышивается с небольшим вкраплением красного и черного цветов.
Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризируемый орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета — белый, кораллово-красный, оттененный черным, случается желтый и голубой. Выполняется вышивка крестиком, занизуванням, гладью.
Южным районам Украины, где население неоднородно, свойственно сочетание орнаментальных мотивов и вышивальных техник разных местностей.
Подольские вышивки выделяются своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения. Для них характерны красочность и разнообразие швов. Типичная подольская вышивка — цветная сетка в разных вариантах повторяются две основные техники — крестик и низким, а также декоративный шов ?качалочка?. Центральный мотив узора подольской вышивки — ромб, размещенный между двумя горизонтальными линиями. Треугольник, образующийся между линиями и ромбом, вышивается косыми линиями в виде завитков (?бараньи рога?). В орнаментах преобладает черный цвет с вкраплением красного, синего, желтого или зеленого.
На юге Тернопольщины типичной является вышивка шерстяными нитями из сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками. Такие вышивки рельефные, с великолепным цветным эффектом.
На Львовщине используются разнообразные типы узоров, некоторые из которых характерны для всего региона, другие присущи только определенным местностям. Колористически такие вышивки чрезвычайно разнообразны.
На Буковине, кроме геометрических и растительных мотивов, используются зооморфные, которые вышиваются гладью или мелким крестиком шелком, шерстью, бисером, серебряными или золотыми нитями, металлическими блестками.
Гуцульские вышивки отличаются разнообразием геометрических и растительных узоров, богатством композиций, цветовых сочетаний, в основном красного с желтым и зеленым, причем красный доминирует. Желтого может быть несколько оттенков придает вышивке золотистого отблеска. Типичным для Прикарпатья густое заливки фона, когда большое количество мелких элементов заполняет плоскость орнамента и узор определяется тонкими просветами.
Для вышивок Закарпатья характерный мотив ?каракуля? в различных техниках исполнения. Преобладает техника ?заволикання? и вышивки, часто используется вырезания и шитья. Цветовая гамма вышивок широкая: красный сочетается с черным, при этом выделяется один из цветов; распространены как белые, так и многоцветные орнаменты.
Вышивкой украшали полотенца, занавески, женская и мужская одежда. Особого внимания оказывали полотенцам — старинным оберегам дома, семьи. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был непременным атрибутом многих обрядов: с рушником приходили к роженице почтить появление нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, производили брачные обряды, провожали в последний путь, украшали обиды и накрывали святой хлеб на столе. Кроме обрядового значения, полотенца имели и чисто практическое применение. В соответствии с функциями, которые они выполняли, полотенца имели свои названия. Например, для вытирания лица и рук — утирач, посуды и стола — стирок, для украшения образов, фотографий, портретов — искупитель, для брачных церемоний — свадебный, для похорон — погребальный, для связывания сватов — плечевой и т.д.. Полотенца были своеобразной освящение начала дела или его окончания, так, при возведении дома полотенцами застелялись основы, хлебом-солью на рушнике освящался начало жатвы, полотенцах опускалась гроб с покойником, полотенцами скрепляли куплю-продажу и т.д.. В соответствии с назначением полотенца различались по технике изготовления и вышивания. Цвета и орнамент полотенец характерные региональным особенностям, по которым различаются ?подольские?, ?полесские?, ?киевские?, ?гуцульские?, ?галицкие?, ?буковинские? и т. д.


Tags:

вышивки

Символика украинского рушника


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*