Семейные обряды и обычаи древних украинцев

Written by bobrpravda   // 31.05.2013   // 0 Comments

Семейные обряды и обычаи

Семейные обряды и обычаи

Важнейшие этапы жизни человека и отдельные стадии развития семьи всегда сопровождались различными обрядами и обычаями. К традиционной семейной обрядности относятся обряды, связанные с биологическим циклом существования человека — рождением (родовые обычаи и крестины), бракосочетанием (брак и свадьба), смертью (похороны и поминки).
Родильные обряды и обычаи. Они состоят из трех тесно связанных циклов: предродовой, собственно родильный и послеродовой. Первые два включают обычаи, представления, поверья, обрядовые действия, целью которых является сохранение беременности и обеспечения успешного течения родов. Послеродовые обряды направлены на охрану и очистки матери и ребенка, присоединение новорожденного к семье, общине и церкви.
Предродовые обычаи призваны были способствовать нормальному течению беремен
ности, хорошему самочувствию женщины, обеспечению физической, умственной и нравственной полноценности новорожденного. К ним относятся, прежде всего, распространены по всей Украине запрета на потребление определенных продуктов, требования не смотреть на некоторых зверей и пресмыкающихся, избегать встреч с калеками, слепыми, больными и ущербными. Большое значение придавалось психическому состоянию женщины, предохранению ее от нервных потрясений, ссор, страха. Это объясняется тем, что в народе верили якобы недостаток других могла перейти на ребенка. Проявления негативного поведения беременной (кражи, ссоры и т.д.), согласно народным верованиям, негативно отразились бы на характере ее ребенка. Поэтому беременная женщина своей беременности скрывала как можно дольше, чтобы никто не врик и не тяжело было рожать.
Собственно родильные обряды начинались с приглашения бабы-повитухи, когда беременная женщина чувствовала, приближение родов. Бабу повитуху приглашал человек, который шел к ней с хлебом. В свою очередь, баба приходила принимать роды с хлебом, святой водой и травами. В доме роженицы она открывала все замки, окна, двери и решала все узлы: чтобы ребенку легче было прийти на свет. Затем окуривали женщину зельем. Народ верил, что эти магические действия должны сверхъестественную силу и являются полезными для матери и новорожденного.
Магические действия время сопровождались приговорами. Например, бабушка давала роженице пить воду из пригоршни, остальную воду сливали над женщиной со словами: ?Как эта вода легко сходит, так эта ребенок легко с тебя сошла?. Разнообразием отличались обряды, связанные с отрезанием пуповины. На всей территории Украины существовало поверье: если ее отрезать на кудели, то в будущем будут рождаться девочки, на топоре — ребята. На Бойковщине, Гуцульщине придерживались обычая хранить перевязанную пуповину до тех пор, пока ребенок сам ее не решит. Верили, что таким образом ребенок ?решит себе всю работу?, будет расти хозяйственных и разумной.
Значительное место занимали обряды, связанные с первой купелью. Существовало поверье, что выполнены в первый день рождения ребенка магические действия будут влиять на его дальнейшую жизнь. Чтобы ребенок рос здоровым, в первой купели использовали освященное зелья или святой водой. Кроме того, мальчик в купели клали девясила (?чтобы сильным был?), девочке добавляли мед, цветов, молока (?чтобы красивой была?). Каждый, кто приходил в дом во время первой купели, должен был бросить в нее монету ?на счастье?.
Скупану ребенка обсушивали печке. Это делали не только из гигиенических соображений, но и с целью приобщения новорожденного к домашнему очагу. О чествовании огня и домашнего очага и веры в их очистительную и охранной действия свидетельствует обычай гуцулов привязывать на правую ручку младенца вместе с другими оберегами (например, чесноком) мешочек с куском глины из печи. В послеродовой период здоровья матери и ребенка охранялось от всего злого рядом оберегов. Распространенным в Украине был обычай связывать ребенку на ручку красную нить.
В Украине с прошлых веков и до нашего времени существует убеждение, что новорожденного ребенка, особенно больного или слабую, следует как можно быстрее окрестить. Таким образом преследовалась двойная цель: предохранить ее от всего злого и приобщить к христианской общины, очистив от первородного греха. Маме позволяли ходить в церковь только после совершения церковного обряда ?вывода?, символизирующий очищение.
Считалось, что ребенок, роженица и даже баба-повитуха после родов были нечистыми. Молодой маме определенное время вообще запрещалось переступать порог. Долго в народе сохранялся обычай очищения роженицы, который вместе с ней осуществляла повивальная бабка. Выходя из дома, женщина переступала нож, которым баба отрезала пуповину, трижды поливала бабе руки водой, чтобы все нечистое сошло с водой в землю. Роженица также трижды омывала руки бабе и вытирала, когда прощалась с ней. Этот обряд под названием ?слить на руки? был распространен почти на всей Правобережной Украины.
В церковном обряде крещения на первый план выступают крестные мама и папа (кумовья). Лицам кумовьев придавалось особого значения. Они почитались наравне с близкими родственниками. Для крестника кумовья были вторыми родителями, поскольку имели обязанность заботиться о ребенке, принимать как можно большее участие в его воспитании, помогать в трудную минуту. По обычаю в кумовья выбирали людей, которые имели своих детей. Считалось доброй приметой, если кума была беременной.
В разных этнографических районах Украины существовали различные обычаи избрания крестных родителей. Преимущественно за кумовьев звали кого-то из далекой семьи или односельчан. На Лемковщине существовал интересный обычай звать своих детей одних и тех же кумовьев. Если были отклонения от этого правила, то незначительные. Первый раз человек был за крестного, а в следующий раз — его жена за крестную и наоборот. Разной была и количество пар крестных от одной до пяти.
Крестные мама и папа должны были иметь ?крестца? — белое полотно, на котором держали ребенка во время крещения. Присутствие родных родителей на обряде была необязательной. Крестные родители должны были быть христианами, то есть крещеными в церкви, и находиться в законном церковном браке.
Во время крещения в церкви ребенку давалось имя. Среди украинского бытовало мнение, что хорошо выбранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию младенца. В разных регионах Украины существовали различные обычаи избрания имени: на Полесье ребенка жаловалась бабка-повитуха, на Полтавщине она это делала вместе с кумовьями, на Наднипрянщину и Юге Украины — выбирали имя кумовья. Правда, в конце XIX — начале XX в. родители сами называли своего ребенка, ориентируясь в основном по церковному календарю, или делали это в честь отца или деда.
Порой случались случаи, когда внебрачной ребенку давали некрасивое имя в знак незаконного ее рождения. Очень редко встречались такие ситуации: священник, находясь в не совсем хороших отношениях с семьей новорожденного, некрасиво называл ее по своему усмотрению. Понятие ?некрасивое имя? было специфическим для каждого села или региона, потому что в основном ассоциировалось с конкретными людьми: пьяницами, ворами и т.д..
После крещения в дом сходились родственники и соседи. По традиции, нельзя было приходить с пустыми руками. Основном приносили полотно, пищу или продукты (хлеб, сахар, яйца и др.).. Визит происходило весело, с песнями.
Свадебная обрядность. Традиционный украинский обряд свадьбы условно делится на три цикла: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный. В разных этнографических районах Украины каждому из них были присущи свои ритуалы, обряды и обычаи. Основное внимание сосредоточим на совместных общероссийских чертах и ??традициях украинской свадьбы. К предсвадебных цикла относятся обряды, связанные с достижением согласия молодых и их семей на брак: запросы, сватовство, смотрины и помолвка. Запросы — это предварительное разведки семьей молодого о намерениях родителей невесты. Этот термин был распространен преимущественно на Харьковщине и Сумщине, на Черниговщине и Кировоградщине — ?допросы?, в Ивано-Франковской — ?визнавкы?. На разведку шли мама или папа жениха или кто-то из близких родственников. В конце XIX — начале XX в. обычай предварительной разведки относительно согласия на сватовство превращается в вежливое предупреждение о приходе сватов.
Сватовство — первая встреча представителей молодого с молодой и ее родителями для достижения согласия на брак. В Украине посредников при сватовстве чаще называли ?старостами?, но встречаются также названия ?сват?, ?посланник?, ?сватов?, ?говорун?. В старости просили, как правило, близких родственников, почтенных женатых мужчин. Поскольку успех сватовства зависел и от умения вести разговор, то при выборе старшего старости принимали во внимание такие черты характера, как коммуникабельность и остроумие.
Сватать девушку отправлялись поздно вечером, чтобы в случае отказа сохранить сватовство в тайне. Зайдя в дом с хлебом в руках и поздоровавшись, старосты начинали традиционную разговор о охотников, наткнулись на след куницы (Ланке) — красной девицы, или купцов, узнают о товаре и т.д.. После традиционных приветствий и речей старост звали девушку и прилюдно спрашивали ее согласия на брак. Ответ невесты было обязательным и решающим.
В знак согласия сватов перевязывали полотенцами или подносили им на хлебе платка или полотенца. Жениха девушка перевязывала платком. В случае отказа старостам подносили тыкву или макогон (на Западной Украине). При положительном ответе невесты обсуждали предварительно вопрос о приданом.
Весь предсвадебный цикл обрядности длился две-три недели, иногда — месяц. После сватовства происходили смотрины (обзорины) и помолвка. Родители жениха во время смотрин пытались продемонстрировать свое благосостояние. На Гуцульщине на обзорины ходили как к молодой, так и к жениху.
Помолвка — это своеобразное закрепление окончательного согласия на брак и публичное объявление этого события. Обязательными элементами были первый должностей молодых (их сажали рядом как невесту пару) и обмен подарками. Название обряда происходит от соединения рук, что, по народному обычаю, набирало юридической силы.
В назначенный для помолвки время родители и родственники жениха, зайдя с хлебом в дом невесты, садились за стол. Старший староста брал полотенце и накрывал им хлеб, на него клал руку молодой и молодого и перевязывал их полотенцем. После этого невеста перевязывала полотенцами старост и одаривала всех присутствующих родственников молодого платками, рубашками, полотном.
Часто бывало, что различные обряды предсвадебной цикла проходили в один день: например, сватовство и смотрины или сватовство и помолвка. Смотрины могли осуществляться формально, потому что обычно на селе хорошо знали семью жениха или невесты, их материальное положение. Постепенно исчезает обычай предварительной разведки на согласие сватовства, поскольку молодые сами заранее договаривались о сватовстве и сообщали об этом своим родителям.
После помолвки ни девушка, ни парень не имели права отказываться от брака без веских на то причин. Отказ воспринималась как оскорбление и бесчестие, поэтому их надо было материально возмещать.
На Правобережной Украине существовал еще один этап предсвадебной обрядности — церковные сказания. В течение трех недель перед браком священник в церкви объявлял общине о намерении и согласие молодых пожениться. Это придавало события общественной статуса и возможности прихожанам проявить свое отношение к молодым, их родственников. В течение всего периода между помолвкой и венчанием соседи и знакомые имели право сообщить священнику все, что могло помешать заключению брака.
Собственно свадебная обрядность начиналась с приглашения гостей на свадьбу. Распространенная форма приглашения — личное посещение молодыми родственников. В большинстве регионов Украины еще до 30-40-х годов XX в. молодая ходила с дружками селом в праздничном народном украинском одежде, украшенная цветами и лентами. Молодой с дружками просил на свадьбу свою семью.
Накануне свадьбы молодым изготавливали свадебные венки. Этот обряд не везде был одинаковым. Например, на Гуцульщине венки плели в доме невесты, куда приходил по свой венок молодой с дружбой. На Бойковщине венки хранились в кладовой у молодого до обряда должность, когда молодым одевали их на голову. В доме молодого изготавливали ?свадебное знамя?, ?прапир?: в хорошо высеченного древка привязывали две-три платка, колокольчик и сверху украшали барвинком. На Гуцульщине древком флага зачастую был топорик. Кроме плетения венков, девушки убирали веточку и украшали каравай. Этой церемонией начиналось одно из важнейших предбрачных действ — девичник, винкоплетены, юношеский вечер.
Это прощальный молодежный вечер, на котором жених и невеста прощались с девичьей и холостяцкие общества и переходили в состояние женатых хозяев. Кроме приготовления венков и свадебного деревца, на этом вечере еще ??осуществлялись такие обряды: должностей, перепоя молодых, расплетения косы невесте, впитывание венка, обмен подарками между молодыми и др.. В некоторых этнографических районах Украины этого вечера пекли каравай и выполняли связанные с этим обряды.
Посад проходил отдельно в доме жениха и невесты. Это не только прощание с девичеством и парнем, но и благословение дочери и сына на супружескую жизнь. Молодой или молодая садились на кожух или одеяло, под которые клали рожь, деньги, и просили благословения у родителей и всех присутствующих. В отдельных районах Киевщины, Житомирщины, Черниговщины, Сумщины и Запорожской области существовал общий должностей молодых. На Бойковщине обряд должность осуществлялся в день свадьбы перед венчанием. Родители первыми благословляли своих детей на брак и ?перепивалы? счастья-рок. Девичник заканчивался небольшой гостиной с танцами и пением.
Наиболее пышной обрядностью отмечался свадебный день. На Бойковщине в конце XIX в. бытовало умывания молодых в этот день в отваре барвинка, который оставался от плетения свадебных венков. Церемония одевания молодой дружками и свахи происходила в амбаре в сопровождении песен. Молодые обязательно должны были иметь новые рубашки, еще не стираемые. Специально к свадьбе шили одежду, хранили и уважали на протяжении всей жизни.
Свадебный поезд жениха, следовавшего молодой, состоял из старшего боярина, бояр, свитилки и родственников. По обычаю, жениха к воротам провожала мать в вывернутые шерстью вверх кожухе. Парня осыпали ?к счастью? зерном и мелкими деньгами.
В Украине после брака в большинстве случаев молодые возвращались домой молодой. Там их около надворного порога встречали родители. Молодые трижды кланялись им, родители же благословляли детей и подносили хлеб-соль. В зависимости от местных традиций молодых встречали также медом (Карпатский регион, Полесье, отдельные районы Западного Подолья). Этот ритуал осуществлялся дважды: перед отправкой в ??церковь и после брака.
В Украине в XIX — начале XX в. бытовал обычай: после брака молодая ехала к себе домой, где происходила гостиная с участием преимущественно ребят, но без жениха. Он возвращался домой, чтобы собрать свадебный поезд, формировался уже после обряда венчания — ехали по молодую. На пути молодому устраивали ?перейму?, требуя за нее выкуп.
Первый выкуп — ?воротную? — ребята с улицы молодого принимали у ворот ее дома. Они получали мелкие деньги или рюмку водки и пропускали свадебный поезд во двор. Вторая преграда была у двери или в сенях: молодую охраняли дружки, которые отдавали ее за цукоркы и калачи. Чтобы сесть у невесты, молодой должен выкупить ее еще и у брата-подростка (когда такого не было, его роль исполнял близкий родственник, иногда сосед). Получив выкуп, брат уступал место молодому, и все гости садились за стол. После выкупа места начиналось дарения: сначала родственники жениха наделяли подарками родственников невесты, затем — наоборот. В некоторых местностях было общепринятое только одностороннее одаривание семьи невесты родственниками жениха.
Часто должностей молодых завершался обрядом покрытия головы молодой очипком и наметкой, что символизировало ее переход в состояние замужней женщины. Чаще всего это делали мать и замужние сестры. После покрытия головы происходил обряд распределения каравая.
В конце XIX — начале XX в. обряд покрытия головы часто осуществлялось уже в доме жениха. Тогда это выполняла свекровь или сам молодой. Иногда молодой покрывали дважды — в своем доме и мужа. После прихода молодого мужу свекровь сбрасывали с нее покрывало, забросала ее на печь и завязывала в свою.
Собственно свадьбой, гостиной руководили крестные родители. Конце свадьбы в доме молодого происходил последний ее выкуп — ?свадебный пропой?. После этого поздно вечером молодую провожали домой мужчины. ее родственники передавали родственникам и боярам приданое, она выходила во двор, а в то время гости пели песни, в которых была тоска и грусть по дому.
По народным верованиям, виз с молодыми и приданым имел переехать через огонь, чтобы предотвратить беду и ?очистить? молодую. Молодых встречали свекор и свекровь в вывернуть кожухе, которая осыпала их пшеницей. Молодую сопровождали две-три подружки невесты с ее семьи, стелили брачную постель. На Гуцульщине, когда в доме молодого начиналась гостиная, молодых в кладовую отводил дружба. Он стелил покрывало, роззував их, за что брал деньги, скрытые заранее молодыми для него.
Главный свадебный день заканчивался обрядами брачной ночи: переодевания молодой, вывод ее к гостям, демонстрирования целомудрия. Важное место отводилось цикла обрядов после брачной ночи, символизирующие присоединения невестки к семье мужа: растапливания печи, ссылки по воду, окропление водой хозяйства, приготовление обеда, угощения свекра.
Послесвадебный обряды должны были укрепить связь между семьями молодых и облегчить привыкание молодой в чужом доме. Через день-два молодой звал гостей ?пропой?. Через неделю после свадьбы молодые шли к родителям молодой на мины: отец молодой должен отдать, что ?минив? (обещал) дать ей в вино во время сватовства и помолвки. По этому поводу устраивалась гостиная.
Последний послесвадебный обряд — калачины (Гуцульщина), честь, благодарение (Львовщина), хлеба (Хмельницкая, Волынь) или расходный борщ — происходил через месяц после свадьбы. Молодой покупал калачи и напитки, звал свадебных родителей и других гостей, чтобы запросы свое газдивство. Этот последний аккорд свадьбы происходил с пением и танцами.
Погребальная и поминальная обрядность. Верующие пожилые люди в основном спокойно, с осознанием необходимости относились к факту смерти. Они были убеждены, что существование на этой земле прекращает только их тело, а душа уходит в небеса. Поэтому большое значение придавалось ее состояния: старались не грешить, чаще исповедоваться и принимать Святое Причастие. Чувствуя близкую кончину, просили к себе священника для отпущения грехов и очищения души. Каждый украинского-христианин желал встретить этот момент в здравом уме, молил Бога, чтобы смерть не была внезапной — в результате несчастного случая.
В традиционной погребальной обрядности украинского христианские обычаи тесно переплелись с пережитками древних погребальных ритуалов, уходящих своими корнями в дохристианские времена. Они были еще достаточно прочными конце XIX — начале XX в. Например, на похоронах самоубийц или тех, кого считали ведьмами или упырями, придерживались охранительной символики и магических действий: убивали в грудь осиновый кол, кололи тело шилом, посыпали глаза или могилу маком, заваливали ее камнями или мусором. Это должно было создать искусственные препятствия для выхода этих мертвецов и их ?духа? из могилы.
В погребальных обычаях украинского обряды, касающиеся покойника, переплелись с обрядами, которые направлены на охрану живых. С одной стороны — забота о теле и душе умершего, желание отдать ему должное, с другой — попытка предохранить от покойника членов семьи, даже жителей села, а также домашних животных, посевы и т.д.. В разных этнографических районах Украины выполнялись похоронные и поминальные обряды. На Гуцульщине, например, в знак того, что в доме кто-то умер, на окне снаружи вешали белую перемитки, а перед домом раскладывали большой костер. Кто-то из родственников трубил на трембите ритуальную грустную мелодию. На Лемковщине до сегодняшнего дня в окне дома, где есть покойник, ставят свечу.
Когда человек умирал, то обмыть и одеть ее звали стариков. В Украине покойников одевали в новый, а иногда и праздничную одежду. На Бойковщине очень часто женщины хранили насмерть свой свадебный наряд. На Полесье мужчин одевали в белые полотняные штаны, белую рубашку, на голову обязательно одевали шапку, ноги обматывали белыми кусками ткани. На Гуцульщине покойника впитывали в новую одежду: мужчин опоясывали шерстяным поясом, женщину завивали в перемитки, укрывали белым полотном, снимали с нее все украшения. Мертвецу-мужчине клали возле головы шапку, парню — шляпу, а девушке — венок из барвинка. Похороны холостых девушек и парней имели некоторые элементы из свадебной обрядности. Умершего девушку на Бойковщине называли ?княгиней?, а парня — ?князем?, их одевали в свадебную одежду, на руку надевали кольцо из воска, в правой руке привязывали рушник. Девушке расплетали и распускали косу, парню по пояс привязывали красный платок. Умершей ?княгини? в живых парней выбирали ?князя?, а ?князь? — ?княгиня?. Во время похорон они выполняли роль невест покойников, а после — вдовцов. Согласно обычаю, покойник одну ночь должен был оставаться дома. Круг покойника горели свечи, в головах у гроба на столе лежал хлеб, стояли миска или чашка с освященной водой, стелили платок, клали посвящены пахучие травы. Двери в доме покойного были постоянно открыты. Когда приходили люди, то прежде всего они молились.
В разных этнографических районах Украины при покойнику вели себя по-разному. На Бойковщине и Гуцульщине еще до середины XX в. сохранялся обычай проводить забавы при умершему: ?грушу?, ?лопатки? и др.. Это как должно было напоминать людям, что жизнь продолжается, разгонять тоску по усопшим. На Полесье в доме мертвеца вели себя спокойно, не делали ничего лишнего, что могло нарушить тишину и покой
Вечером в дом покойного просили священника отправить панихиду. На Гуцульщине и в некоторых других этнографических районах круг мертвеца всю ночь старшие хозяева по очереди читали ?Псалтырь?. У покойника в течение ночи должен кто-то быть, его нельзя было оставлять одного.
В день похорон присутствовали прощались с покойником, будто прощали все вины. Когда выносили гроб из дома, то, по давней традиции украинского, ее трижды опускали на порог. Чтобы покойник никогда не возвращался домой, быстро закрывали двери, кропили святой водой место, где он лежал, подметали дом или клали топор.
На Гуцульщине, перед тем как идти на кладбище, во дворе все становились на колени перед гробом, а родственники умершего приклоняли головы к ее веко. Священник трижды произносил ?паломничество?, то есть от имени умершего прощался с родными и близкими. После каждой ?паломничества? семья покойника раздавала людям ?увлекут? — память о умершего (сердаки, рубашки, платки и т.п.).
В Украине к концу XIX в. существовал древний обычай везти покойника на кладбище санями, независимо от времени года. Несколько позже гроб несли на плечах. На Гуцульщине такой поход иногда останавливался и трембита на близлежащие горы сообщала об этом печальном событии. И в доме, пока лежал покойник, и во время его проводов на кладбище по нему ?рыдали?, ?йойкалы? (Бойковщина).
На кладбище после панихиды и произнесения священником ?Вечная память? родственники бросали землю в могилу, иногда — и деньги. На Гуцульщине на могиле девушки закапывали свадебное деревце.
После похорон устраивали поминки, ритуальный обед-?муравьи?, ?обед?, ?горячину? (Бойкивщипа), ?холодный обед?, ?Мерлин?, ?жалобный стол? (Полесье). Гуцулы делали обед еще тогда, когда покойник находился в доме: ставили на стол пироги, брынзу, копченая солонину, мясо, лепешки. На Бойковщине в первую ночь после похорон следовало бодрствовать, потому устраивали игры еще громче, чем при мертвецу.
Миновали покойника через девять дней (?девятый?), сорок (?сорок?) и через год (?годовщину?). Ежегодно через неделю после Пасхи, на Проводное воскресенье, а в некоторых регионах — и на Троицу, люди целыми семьями шли помолиться на могилы близких и родственников. Благоустраивали могилы накануне. В отдельных районах Украины в этот день на могилах производили ?тризну?: приносили и потребляли пищу. По умершим носили траур, которая проявлялась в том, что со дня смерти до похорон мужчины не брились (Бойковщина). Девушки в знак печали распускали волосы, мужчины ходили без головных уборов во время траура даже в мороз и непогоду, женщины не носили украшений. В течение года в доме нельзя было колядовать, щедровать и вообще петь.
Сегодня в Украине происходит возрождение народных христианских обрядов и обычаев, связанных с рождением и смертью человека, созданием ней семьи, воспитанием детей и т.д.. Важно, чтобы в каждом этнографическом районе, в каждом городе и селе придерживались и передавали следующим поколениям свои традиции, которые все вместе создают самобытный семейный строй украинского. Именно благодаря прочной христианской семье украинский народ через века бедствий сумел сохранить свое национальное сознание, психологию и культуру. ее традиционные демократические принципы должны быть основой построения независимого демократического государства. Помните слова митрополита Андрея Шептицкого: ?… слабая и несчастная такая общественность, составленная из несчастных семей?.
А здесь вы найдете абба ватерлоо текст и перевод песни — лучшее в интернете.


Tags:

Семейные обряды и обычаи


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*