Рак в народных традициях наших предков

Written by bobrpravda   // 15.05.2013   // 1 Comment

Рак Рак

Рак

Рак

Эта водная животное издавна возбуждала воображение людей своими необычными свойствами. По легендам, Бог дал раковые глаза сзади. И лазает он также «задом наперед». Необычное смешит, пугает или побуждает верить во вмешательство потусторонних сил. Поскольку в природе не бывает ничего случайного, в раке искали особого назначения и больших возможностей. Он мудрый, добрый, смелый в одних произведениях, забавный или уродливый — в других.
Представить себе косолапого рака танцующим было смешно: смешным он выступает в танцевальных и шуточных песнях: «Танцевала рыба с раком, а петрушка с пастернаком».
Вместе сказка «Лисичка и рак» предостерегает смеяться этого существа. Вот бежит лисичка полем. Подошла к реке, вплоть смотрит — рак вылез из воды на камень и клешни точит. «Здорово, Раче, — говорит ему лисичка. — Это ты, наверное, до сенокоса готовишься, что клешни о камень точишь?» Поздоровался рак и говорит: «Я клешнями делаю то, что ты зубами: так надо, чтобы острые были». А лисичка тогда ему: «Теперь я вижу, чего от тебя люди смеются, рассказывают, как ты семь лет за водой ходил, да и ту на пороге разлив! Как его ходить в мире, когда на ногах зубы!» Тогда рак предложил посоревноваться в беге наперегонки. Незаметно он вцепился в лисий хвост, и соперница примчалась его к «финишу». И слышит позади: «Да и замедлила ты, лисичка, я уже и на осину лазил, все выглядел, скоро ты прибежишь». Очень удивилась лисичка и больше не смеялась рака.

В сказках о животных воинственные и колдовские способности рака превышают возможности даже крупных зверей. Скажем, в сказке о Козе-Дерезу. Ворвалась коза в лисий домик, выгнала из нее хозяйку (в другом варианте: хозяина, зайчика), закрылась и не впускает никого. Плачет лисичка, обещают ему помочь и заяц (в другом варианте, соответственно, лиса), и волк, и медведь, однако пугаются и убегают, как только услышат угрозу: «Я Коза-Дереза, пивбока луплена, за три копы купленная. Рожков заколю , ножками затопчу, хвостиком заноса. Тут тебе и смерть! » И только Раковые-горемыка («бедняга» — бедняга) было под силу изгнать задорную козу с лисий дома. Козий песни-заговоры, что ее так испугались больших зверя, он противопоставил свою магическую песню и победил: «А я Рак-Неборак, как ущипну, будет знак!» Да козу щип-щип! А коза:
?Не мне, не мне!» Но из печи! И побежала.
Можно понимать Рачине «знак» как печать того света, которой коза (как жертвенное животное) боится больше всего, ведь она и так была уже «пивбока луплена», когда «старик в красных сапогах» приготовился ее зарезать и уже поставил ей один знак сбоку , и она вырвалась из его рук.
Правда, воинственные и видунськи способности рака оказались бессильными против облесливости и коварства лисички, которая (в варианте сказки, записанном на Волыни известной писательницей Еленой Пчилкой, матерью знаменитой Леси Украинский) решила ?отблагодарить? следующим образом:
«Как же мне тебя отблагодарить, мой голубоньку разве вот что: дай я тебя искупаю, ты такой черный, грязный! .. Вот подожди, я тебе тепл на купель согреет! Но взяла разожгла в печи, нагрела кипятка и бросила туда рака : он там и сварился. Лисичка тогда его съела. Так отблагодарила! .. »
Умным, изобретательным, способным выйти из затруднительного положения и дать мудрый совет другим изображается рак в басне ?Не урони рака изо рта».
Летела ворона над морем, смотрит: лезет рак. Она хап его и понесла через лиман в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветвях, хорошенько позавтракать. Видит рак, приходится пропасть, и говорит вороне:
— Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать: славные люди были!
— Угу, — отвечает ворона, НЕ открывая рта.
— И братьев и сестер твоих знал, — говорит рак, — что за добрые люди!
— Угу, — гугнить ворона, а рака крепко держит.
— Да хоть они и хорошие люди, — говорит рак, — а тебе не ровня. Мне кажется, что и в мире нет разумной над тебя.
— Да! — Крякнула ворона во весь рот, и упустила рака в море.
Поэтому-то, как кого обманут хвалой или льстивыми вещью, то люди говорят: «Упустил рака изо рта». А как кого предостерегают, говорится: «Смотри! Не упустите рака изо рта!»
В обряде вызывания дождя прослеживаются представления, связывающие рака с «закладными» мертвецами — утопленниками, к которым обращаются односельчане в случае засухи (считается, что от них зависят дожди). Тогда производят похороны рака. Его закапывают в землю, делают могилу, даже ставят ему крестик и возлагают на могилу цветы, и рыдает, как за покойником: «Наш раченьку, да наш батюшка, да наш соколонько, да как мы тебя похороны, да так плачем».
В свадебной обрядности рак выступает носителем мужского начала, приобретает значение поклонника, жениха. Когда пекут каравай, поют песню: «Червонее Рачеев по лежанке скачет, а в печь заглядывает, или каравай достает».
В волшебных сказках рак женится на девушке. Расстроенная потерей дочери, которых похитили и взяли себе жен ястреб, медведь и рыба, женщина пошла на поток стирать платье, остались от похищенных. Когда видит: лезет маленький рачок. Женщина, плача, говорит: «Боже, Боже, дай мне хоть такого ребенка, как этот рачок!» И родила она мальчика. Отрок, только родился, сел на коня и поехал искать своих сестер. Конце сказки Рачок снимает чары из царей, мужей своих сестер, сам женится на их сестрой и коронуется царем «семидесяти семи государств».
В другой сказке («Рак-Неборак и его верная женщина») рак — очарован молодец. Он женится на девушке, которая дает ему согласие при условии, что он правильно любить, и сама обещает ждать его, пока придут из него чары и сделается он навсегда мужем. А было это тогда, говорит сказка, «когда раки умели свистеть». И хотя на самом деле раки не свистят, от них будто ждут этого: «когда рак свистнет», тогда произойдет что-то невозможно. Такой мысленный свист сочетает раков со змеями (также мифическими) и другими существами демонологии. Именно свистом вызывают персонажи легенд и сказок нечистую силу.
Волшебная сказка («Иван Богданец») представляет образ коронованного рака Вира, ужасы, имеющий вид туловища с отделенной разложенной головой. Герой сказки Иван Богданец попадает в другой мир, где живут раки. Путь к этой стране лежит через море. Перевозит туда Ивана один из раков. Он и предупреждает Богданца, что царь раков Водоворот (имя рака «Водоворот» — от юга, страны умерших) — это туловище без головы, который нельзя задевать. Пройдя две версты после того, как увидел туловище, Иван встречают голову рака и трогает ее палкой. Председатель вскочила — и в туловище. Начали они биться. Только благодаря «сильной» воде Ивану удалось спастись и побороть рака. В основе создания образа лежит упоминание о древний обычай ритуального похорон, который требовал захоронения всего тела целиком, со всеми надлежащими частями (и особенно целого скелета). Если же какой-то части не хватало, умершего не хоронили. Итак, в лице рака выра мы «нечистого», «залогового» мертвеца, то есть умершего без ритуалу, оплаканного по обычаю и поэтому превращенного в недоброжелательно людям чудовище, воплощение самой смерти, которой «нельзя завоевать».
Движение «задом наперед», несоответствие расположения и назначения частей тела («глаза сзади», «клешнями ест»), немота — все эти черты, присущие раковые, указывают на его причастность к загробной. В некоторых местностях Украины, России и Беларуси рака считали «нечистым» животным, способным кувыркаться на черта. Рассказывали, что во время грозы, когда черту некуда деться от молнии, он скрывается в воде, перебрасываясь на рыбу или рака. У такого рака очень красные глаза — его можно брать в корзину и нести домой. Говорят еще, что край мельницы когда-то видели огромного рака, величиной с шестилетнего ребенка. Избавиться от него удалось только с помощью заклинания.


Tags:

Рак


Similar posts

1 COMMENT

  1. By juris, 21.05.2014

    upesvezis.lv
    Покупаю живых широкапалых раков по латыни ( Astacus Astacus ) Размер от 10 цм до 15 цм . Цена до 1,50 EUR на одну единицу. Мы покупаем по всей Russia. Званите, Я говору по Русски.

    Тел: (+371) 25355385 Латвия

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*