Православные праздники, традиционная иконография, народные традиции и картины

Written by bobrpravda   // 16.12.2013   // 0 Comments

Православные праздники

Православные праздники

Живописный цикл «Календарь» был создан художницей во время изучения в ассистентуре Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА, Киев) . Цикл состоит из 15 произведений. Он интересен и неожиданный, с многозначительным воспроизведением народных обычаев и обрядов, сопровождавших православные праздники в Украине. Следует отметить, что народная календарная обрядность базируется на древних языческих ритуалах и традициях, поэтому они, на первый взгляд, имеют мало общего с официальными церковными праздниками, но издревле сосуществуют. Простой народ всегда стремился понять, адаптировать отдаленные от Украины во времени и пространстве события, найти логические объяснения, аналогии. На Благовещение, одним из символов которого является Дух Святой, выпускали из клеток птиц (кстати, древние славяне считали, что в этот день просыпаются силы природы и Дух света благословляет землю и все живое на ней), на Варвару «вышивали и нити пряли «, вспоминая о том» что Святая Варвара золотыми нитями Иисусу ризы шила и нас научила «, день Святого Николая в народе был веселым зимним праздником … Православная церковь тоже стремилась адаптировать давние народные традиции и верования, тесно связаны с явлениями природы (колядование , щедрование .

Поэтому, в произведениях «Календаря», и в сюжетах в живописи, в полной мере проявились неоднозначность, сложная ассоциативность. Сюжеты основаны на народной интерпретации православных праздников, апокрифических рассказах, рассказывают о народных традиции и и верования. Живопись «Календаря» уникален. В нем присутствуют иконописная духовность, гармоничность, традиционное, красочное многоголосие. В нем отголосок уникального духовного мира древней Украины. И в то же время он авангардный, современный, легкий, чутко откровенен.

Христианские праздники иногда были для художницы просто поводом для воспроизведения хорошего народного обряда или верования («Катерина», «Варвара»), попыткой цитирования устоявшейся иконописной схемы («Крещение») или лету собственной фантазии («Головосек», «Белые птицы»). И это не воспринимается как дерзость или попытка ревизии традиционной иконописи. Это создание новой иконографии, которая ищет баланса между ортодоксальным и новым.

Православные праздники в «Календаре» иногда прячутся в отстраненных поэтических названиях: «Золотые яблоки» посвящены печальном сюжета, связанном в народном воображении с преображением Господа или «Яблочным Спасом», «Купание» — повод вспомнить малоизвестный день Симона Зилота, «Белые птицы »напоминают о« Благовещение »,« Пасека »обозначает день Теплого Алексея …

Рассматривая картины, необязательно что-то знать о церковных праздниках и связанные с ними народные верования и традиции (хотя это и невероятно интересно).

Можно просто любоваться красивым живописью. Картины являются только отголосок, интерпретацией народной обрядности, иногда необязательным, тактичным напоминанием о прошлом, забыто. Но это напоминание, откровенное, настоящее, важное для художницы, в нем живет целый истинный мир «добрых людей», рожденных ее фантазией. Художница ни на чем не настаивает, она лишь подсказывает нам, напоминает о потерянных истинные ценности.

Подражание в цикле «Календарь» удачно сочетается с авторской неповторимостью, произнесенной языке современной живописи. Произведения «Календаря» живописные и в определенной степени декоративные одновременно. Сюжеты многомерные и многоплановы. Обращение к украинской старине обернулось не только напоминанием о забытых обычаях украинского народа или отдельные моменты обрядности. Эти произведения позволили художницы продемонстрировать самобытность, связать прошлое с настоящим, напомнить о потерянном, забытое, заставило задуматься над тем, нужно ли терять свою сущность, свою духовную, национальную идентичность.

Картины Екатерины Косьяненко, в том числе из серии «Календарь», репродуцированы в православном журнале «Отрок» (2011, № № 3 и 5; 2012 № № 1 и 5).

http://otrok-ua.ru/about.html

Проект «Календарь» пока был самым успешным в коммерческом плане: в собственности художницы осталось только две картины из этого цикла.


Tags:

православные праздники


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*