Пасха и потроховая колбаса в Дегтяревке

Written by bobrpravda   // 24.04.2014   // 0 Comments

Пасха и потроховая колбаса в Дегтяревке Пасха и потроховая колбаса в Дегтяревке

Пасха и потроховая колбаса в Дегтяревке

Пасха и потроховая колбаса в Дегтяревке

Для села Пасха — это не только одно из самых больших праздников в году, но и долгожданный день отдыха. Перед ним нужно и огородом заниматься, и привести дома порядок, и убрать на могилах родственников, и приготовить множество традиционных праздничных блюд. Зато потом в святое Воскресение сам Бог велел, как говорится, отдохнуть и навестить родственников. В эти Пасхальные дни мне выпала возможность попробовать вкусной пасхи и местной потроховои колбасы в прекрасном селе Дегтяревке Новгород-Северского района.

Там расположен памятник архитектуры — Покровская церковь, возведенная в 1708-1709 годах на средства гетмана Ивана Мазепы, который своей формой напоминает церковь Великомученицы Екатерины в Чернигове. Также в Дегтяревке состоялась 1708 историческая встреча гетмана Мазепы и короля Швеции Карла XII, где было принято решение о формировании военно-политического альянса и совместных действиях против царя Петра I с целью создания независимого Украинского государства. Поэтому село, знаменитое и очень красивое, гостеприимно встретил нас весенним мелким дождем. Гости из Черниговского района В Дегтяревке родилась известная в нашей области писанкарка Наталья Дубина. Она была одной из первых мастеров Черниговщины, которые начали возрождать это дело в 1990-е годы. Наталья Дубина расписывает яйца так, как делали это в ее родной Дегтяревке, следовательно, использует традиционные для Черниговщины цвета и орнаменты. В этом — уникальность ее работ. Ежегодно к Пасхе Наталья Дубина создает до сотни писанок: некоторые ей заказывают для школ или детсадов, также расписывает на подарки родственникам, друзьям и для своей коллекции. Ее писанки экспонировались в Черниговском художественном музее, в Киеве в Украинском доме на Всеукраинском пасхальной ярмарке народных мастеров. Наталья Михайловна живет в Брусилове Чернигиського района и работает в местной школе учителем украинского языка и литературы. В своем родном селе старается ездить каждый год, посетить могилы родителей и погостить у друзей детства. Именно по ее инициативе была организована эта поездка. Дорога к Дегтяровка длинная: ехать в Новгород-Северский, а оттуда еще 18 километров до села. Можно и сократить путь от города, вернув в нужном месте на грунтовую дорогу. Тогда село, в которое заезжаешь машиной, кажется райским уголком: оно лежит в долине, между довольно высоких холмов, тонет в свежей весенней зелени, среди протекает узенькая речушка Сумар, а на холме возвышается полуразрушенная церковь Святой Покровы. Невольно вспоминаются строки из поэмы «Княжна» Тараса Шевченко: Село на нашей Украине — будто писанка село, Зеленым рощей поросло. Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, будто чудо … Дорогой муж Натальи Михайловны Анатолий Дубина, также педагог и мастер , вспоминает о том, как у них в Брусилове праздновали Пасху: — У нас действовала церковь. Мы, дети, любили во время службы залезать на колокольню. Пели «певши», мы поднимались по лестнице, там было такое место, где могло втиснуться несколько человек. Ложились вповалку. У нас считалось: если ночь ты не спал, значит, будешь хорошо драть сорочьи яйца. Такое вот странное детское поверье. И мы детьми пытались держаться, не заснуть. Иногда баловались так: упали сверху воском со свечей кому-то на голову, кто на службе. А однажды сделали взрывпакет, полезли на колокольню и бросили вниз. Напугали людей ужасно! — Я вышла замуж и переехала в Брусилов в 1982 году, — подхватывает Наталья Дубина. -Помню первую Пасху там. Мы с Анатолием Михайловичем были уже в то время учителями. Вызвал нас к себе директор и говорит: каждый классный руководитель должен идти в церковь чередовать и не пускать детей святить куличи. Мы обрадовались, что под таким предлогом сами пойдем в церковь, ведь, в общем, нам не разрешали. Детей мы не прогоняли. А их и ходило тогда в церковь немного. Я запомнила, как шла с мамой или с бабушкой девочка. Было холодно, она перемотана теплым платком, со свечой в руках. Перед Пасхой в селе очень много работы! Можно работать хоть до 12 часов. Как у Довженко: «Мать перед Пасхой чувствовала себя как неистовая». А нас, учителей, всегда посылали то картофель перебирать, то лук в теплицах сажать — обязательно в субботу в колхоз работать, вместе с детьми. — Я еще помню, как играли навбитки. Делали «напусканкы» — выдували яйцо и заливали изнутри воском. Или красили сырое яйцо, потому что оно было крепче, чем вареное. Кто-то специально кормил кур, чтобы яйца были крепче. Шли на различные ухищрения, чтобы выиграть как можно больше яиц — таковы были традиции. — Наталья Михайловна, с чего началось ваше увлечение писанкарством? — В 1990 году, когда стали возрождать все украинское, человек ездил на международный фестиваль фольклора в Киев. Вернувшись, рассказал, как его поразили вышивки и писанки, которые экспонировались там. Я сразу же вспомнила, как в моей родной Дегтяревке на второй день Пасхи мы, дети, ходили христуваты и за это нам давали писанки. В нашей семье яйца расписывала бабушка. Маме было никогда за колхозной работой, и советская идеология всячески отваживали от этого дела. Я решила узнать больше о нашем писанок. Поехала в родное село и нашла там местную мастере — Татьяну Федоровну Фетисенко. Она мне показала, как смастерить писачок, как работать с воском. — Какие особенности имеет черниговская писанка? — На Черниговщине писанка характеризуется лаконичностью цветов и орнаментов. У нас земля суровая, люди-труженики. Так же, как вышивка Черниговщины двухцветная, так и писанка — преимущественно в двух цветах. Яйца расписывались воском. Красителями были отвар из луковой шелухи, а иногда — отвар из коры дуба, давал желтый цвет, и зеленка. Древнейшие орнаменты: огурчики, ветряки, роза, сосна, купол, пчелка, безконечник, звезда, грабельки, свастика, гусиные лапки. Все, что связано с земледелием, бытом и жизнью. Если на яйце изображался безконечник, его могли подарить рыбаку, чтобы бесконечно ловилась рыба, или пчеловоду — чтобы бесконечно пчелы носили мед. Церковь крепка, как скала Когда-то пышный и величественный храм ныне полуразрушенный. Хотя одна из пяти его частей отреставрирована на средства меценатов-Украинской из Канады и Америки. Исторические источники рассказывают, что на возведение церкви святой Покровы гетман Мазепа выделил 15000 золотых. Пьятипильний, пятиглавый крестообразный Покровский храм имеет широкую центральную баню диаметром 9,1 м. Она является больше главный купол Софийского собора в Киеве. Высота ее с куполом и крестом доходила до 45 метров Центральную баню было видно за 10 км вокруг. В октябре 1708 в этом казацком селе на берегу Десны стала лагерем шведская армия. Там Мазепа с его казаками присоединился к королю Карлу XII и заключил украинский-шведский военный и политический альянс с целью освободить Центральную Украину от превосходства Москвы. По преданию, в Покровской церкви перед образом Матери Божьей Дегтяревская гетман присягнул на верность королю. 2008 близ села местные власти установили гранитный памятник Мазепе и Карлу ХИИ в честь 300-летия их исторического союза. Церковь выстояла века. Люди рассказывают, как во время одного боя Второй мировой войны на стене церкви сидел немецкий снайпер и вел прицельный огонь по нашим солдатам. При советской власти храм был закрыт, а в 1960-1961 годах его едва не разрушили. Тогда по приказу председателя местного колхоза трактором снесли восточную, алтарную и западную части храма и сбросили купола. Материал хотели использовать в строительстве колхозных сооружений. Но дальше люди остановились. Или из-за того, что стены были слишком крепкими, было какое-то знамение. Сельские гости В уютной сельской хате хозяйка накрывает стол полотняной скатертью и ставит на него праздничные блюда. Здесь недалеко от традиционной сельской печи стоит микроволновка, древние, еще вручную отретушированные фотографии на стене висят почти по соседству с цифровым фото. Хозяйка дома Татьяна Зевако и ее подруга Антонина Чмихун угощают нас праздничными блюдами: яйца, пасха, мясо. Картофель, тушенный в чугунные в печи, в них называется Жаренко. Среди блюд, которые вижу впервые, — потрохова колбаса. Каждая хозяйка в селе готовит ее по-своему. — Нужно взять сырые легкие (перед тем удалить трубочки), почки (их я сначала разрезаю, мою), сердце, обрезать жирного мяса, добавить кусок печени. Все это я перекручиваю на мясорубке. Перемешиваю, добавляя перец, чеснок, начиняю кишки и запекаю. Очень пахнет печенью, получается вкусная колбаса, — рассказывает Антонина Чмихун. — А я готовлю по-другому, — говорит Татьяна Зевако. — Печень не додаю, потому что ее и так можно поесть. А беру все, из чего многие блюда не приготовишь: те же почки, легкие, сердце. Немножко привариваю, чтобы из него кровь не бежала. Удаляю трубки, перекручиваю на мясорубке, добавляю жирного мяса. Немного молотого лаврового листа, чесночка, перца. — Как вы святили куличи? — Отец Вячеслав, что приход в Ларинивци, на праздники приезжает и к нам: яблоки посвященное воду, иву и пасху. Сказал, что будет править и на Родственники (так у нас называют Деды). Несколько часов правит, приветствует всех, святить пасху и едет назад. На освящение пришло более сотни людей, даже из соседнего села на велосипедах приезжали. — Сколько в селе жителей? — Около 700 жителей. На последних выборах в списке было 530. У нас есть большая хорошая школа, в ней 97 учеников, детей привозят со всего Подесенья — Горбового, Горок, Кудлаевка и еще одного села. У нас безработица, поэтому учителя и из Новгорода-Северского ездят (в 18 км), и из соседних школ. А одна учительница работала — как мне ее жалко было! Она сама из Новгорода-Северского, имеет двоих детей, сама их воспитывала. Поэтому денег на проезд у нее не было. Пешком в школу ходила. Попутные машины останавливались и говорили: садитесь, мы не будем с вас брать денег. — Где работают крестьяне? В школе. Кто стоит «на бирже». А так — живем за счет базаров, лавок домашнего питания. Возим молоко в Шостку, это Сумская область в 38 километрах от нас. Спасибо, что из соседнего села человек имеет свои частные автобусы, пустил рейс для земляков. Мы выходим на остановку с баулами, наполненными сыром, сметаной, молоком, садимся и едем. 11 гривен в один конец. В 4 утра встаем, потому что нужно же и припоратись. Ездим раз в неделю. Итак сложное она, жизнь сельское. Многие из Дегтяревке держит по 2-3 коровы, потому что живет фактически за счет пенсии и проданного молока. Дети поселились в городах Сумской и Черниговской области, ища там лучшей доли. Приезжают на праздники или на выходные, помочь посадить картошку. В Дегтяревке болеют за мир в Украине и надеются: если не у них, то хотя бы у их детей жизнь будет легче, богаче, более обустроенным.


Tags:

Иван Мазепа

Новгород-Северский район

Пасха и потроховая колбаса в Дегтяревке


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*