Осина — проклятое дерево и оберег от нечистой силы

Written by bobrpravda   // 11.05.2013   // 0 Comments

Осина Осина

Осина

Осина

У многих народов осину называют деревом повешенных. В украинских верованиях осина — «нечистое», проклятое дерево. Однако, одновременно, — и оберег от нечистой силы.
В лирической песни противопоставлен осину и березу. Береза ??выступает как символ радости, счастья, а осина — печали и разлуки:
Как мы с тобой, Любочка, совиталися,
Под белой березой целовались,
Под горкой осиной расстались!
Под белой березой все цвети цветут,
Под горкой осиной все трава сохнет …

Так же оценивается осина и в преданиях и христианских легендах. Распространенная мифопоэтическая версия заклинания осины — рассказ о том, как на ней удавился Иуда. Сначала, когда библейский предатель искал дерево, на котором бы ему повеситься, он выбрал грушу, но она была очень колючая, тогда подошел к березе, и она так испугалась, что даже побелела (с тех пор у нее белая кора). Осина же, принявшая Иудеи была сразу проклятая Богом, и с тех пор все время дрожит — листьями трепещет.
По другим легендам, осина НЕ поклонилась Богородицы во время бегства Святого Семейства в Египет либо не склонилась перед Божьей Матерью, когда она пеленала Сына, о чем поется в колядке из Закарпатья:
Стала ся на минуту отдыхать,
Минуту отдыхать, сына повивать;
Стало ей ся, стало ветви вклоняты,
Бучч и корни и всякое творение.
Лем сия вклонила проклятая осина …
Проклятая осина! Хотя есь ся трясла
В суд суда, возрасту вечного!
В другой легенде рассказывается: Господь убегал от преследователей и скрылся под осиной, она вдруг в тишине затрепетала и зашелестела своей листвой. Спаситель испугался и сказал: «Чтобы ты шелестела и с ветром, и без ветра». С тех пор осина всегда трепещет, даже в тихую погоду. Кое-где это дерево называют «трепет».
Обвиняют осину также в том, что позволила палачам сделать из своей древесины крест для распятия Иисуса Христа и гвозди, которыми его прибили к кресту. Поэтому она наказана вечным страхом, трясется без причины, не дает плодов и не может спрятать человека в своей тени.
Осина считается местом проживания нечистой силы. В ее коренные полно чертей, которые производят там с вой пиры и выводят детей «Осыка черт колышет», — говорит пословица. Об одном музыку рассказывают, как он отправился в соседнее село на свадьбу и наткнулся на обгоревшую осину, по которой ему привиделась дом. Решив заночевать там, он зашел внутрь и увидел веселую компанию. Его пригласили поиграть. Он играл до полуночи, и за каждую мелодию ему бросали в шапку кучу денег. Затем музыка заснул, а когда проснулся, не было никакой дома, в руках он держал целую шапку осиновых листьев, а скрипка его висела на самой верхушке дерева.
Как проклятое дерево, осину никогда не использовали при строительстве домов, и дом не ставили на том месте, где росла осина (чтобы семья не дрожала от болезней). Не позволяют осиновой палкой бить людей или скот (так сразу «скрутится»). В древности на осине вешали убитую змею, чтобы не ожила. Осиновым колом как чопом пользуется ведьма, когда доит чужие коровы: для этого ей достаточно воткнуть кол в какое-то дерево, растущее в ее дворе, и из него потечет молоко. На осиновых дровах она варит свое зелье. Волшебник, чтобы повредить хозяевам нового дома, забивает осиновый кол в здание.
Чтобы вызвать нечистую силу, также используют осину. Так, колдун вызывает лешего специальным заказом, стоя на стволе дерева. Если ему надо перекинуться волком, он ищет в лесу осиновый пень, который забыли перекрестить, когда рубили дерево. Тогда он хватается зубами за его край и кувыркается через голову.
Вместе, осина была и оберегом от нечистой силы. Если хозяин сделает забор из осиновых кольев, ведьма не подступится к его коровы. Вымя коров подкуривают осиновой корой и листьями. Для охраны помещения от ведьм держат осину в доме. С осиновой палкой от Троицкого клечання не страшно ходить даже ночью — нечистая сила не пристанет. Чтобы вернуть ребенка, которого черти подменили своей, «обменках» надо положить на осиновые ветки или под осиновые корыто и бить так, чтобы он кричал. Тогда нечистая сила займет свое чертенок, а женщине вернет ее ребенка. Ведьма теряет свою волшебную силу, если ударить по ее тени осиновым колом или Притыкой.
Чтобы узнать ведьму, накануне Ивана Купала делали из осины борону и прятались за ней в хлеву. Но только этого средства бывало недостаточно, рассказывается в бывальщине. «Унадилась к одному мужчине ведьма корову доить. Вот он и задумал ее поймать. Ему кто-то приказал, что как сядешь в загоне за бороной, то она тебя не увидит. Он так и сделал. Сел за бороной и сидит. Она пришла и сейчас взяла горячий кизяк и положила его за пазуху и сказал: «Вот тебе гостинец и сиди до рассвета здесь», — а сама корову подоила и ушла, а он просидел до самого мира с подарком за пазухой. Это, видите ли, уже садиться, так надо знать такую ??молитву: прочитал и сел, а как не знаешь, так жалко садиться «.
Особенно действенной была осина в захоронении «залоговых» мертвецов — самоубийц, утопленников, людей, умерших насильственной смертью, а также ведьм и колдунов — всех тех, что после смерти могли ?ходить?. Известно, что колдуны умирали долго и в страшных муках. Чтобы помочь им умереть и избавиться от страданий, в потолке или крыше осиновым колом делали отверстие, через которое должна была выйти душа умирающего. Могилы упырей протыкали осиновыми кольями, а на грудь умершего клали осиновый крестик. Вико в гробу делали также из осиновых досок. Все это должно было помешать упырю поднять крышку и выйти из гроба. Такое захоронение изображено в поэме Тараса Шевченко «Осина»:
Пастухи в селе сказали.
Что у могилы
В луже старую ведьму
Черти утопили.
Нашли ее, обществом
Без попа спрятали
На могиле и осиновым
Колом пробивали.
Применяли осину и в народной медицине. В ствол дерева укладывали волосы и обрезки ногтей больного и забивали отверстие осиновым колом; вешали на осину его одежду; садились на пенек и т.п.. На нее, как на «нечистое» дерево, стремились перенести болезни, заказывали: «осина, осина, возьми лихорадку, дай мне легкость!»


Tags:

Осина


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*