Маланка: наши традиции и обряды

Written by bobrpravda   // 05.06.2013   // 0 Comments

Маланка

Маланка

Маланка (в действиях)

Парни и девушки водят Маланку с козой, с ними ходят пахарь с ручками плуга, сеятель с синей, дед с кнутом, цыган, цыганка и черт. Собрав ватагой, щедровальники идут селом, заходят в дома, разыгрывая такую ??мистерию: подходя к чьей-то дома, громко спрашивают:
— Дома ли господин хозяин?
— Дома, — отзывается хозяин, — заходите в дом.
Шайка с щедривки на хозяина заходит в дом
— Позвольте пощедровать.
— Щедруют, пожалуйста.
— На кого?

Хозяин называет хозяйку, сына, дочь, щедровальники поют на каждого щедривку, за что все угощают лакомствами, дают различные подарки. Затем наступает очередь Маланки, которую играет парень в девчачьи наряде. Щедровальники поют ?Маланки?, а та в это время ходит по дому, подметает, вытирал посуду тряпками, брызгает водой на хозяев. Все это выполняется с различными шутками, пародированием, за это Маланка тоже получает щедрые подарки.
Следующий эпизод мистерии — смерть и оживлении козы. Его мы опишем подробнее, поскольку иногда этот момент является главным в новогоднем действе. Щедровальники заходят в дом и сразу начинают театрализованное рассказ:
Ого коза,
Ого серая.
Недавно из Москвы
С длинными кисьми
Ты пошла в лесок
Но нажала бы нам сена Снопок,
Покормила бы малых детей.
Ой не ходи, не ходи, потому что в этом лесу стрелки
Попрятались, розховалися,
Хотят козу вбить, шкуру облупить,
Мясо порубите, собакам отдать.
А я тем стрелявших не боюсь
Только боюсь старика,
Что у того деда седая борода.
Коза в это время, а это маленький мальчик в вывернутой кожухе, воспроизводит рассказ соответствующими движениями. И вот появляется дед, хор поет:
Ударил дед козу
По сером стороны.
Здесь коза упала.
Неживая стала.
Далее разыгрываются своеобразные диалоги между дедом и цыганом, который торгует шкуру умершего козы, деда с цыганкой, которая пытается выманить козу у деда, и деда с бабой, которая настаивает на том, чтобы врач оживил козу, хор поет:
В вашем доме, вашем хором
приключилась нашей кизоньци беда.
Ли здесь врача коновала,
Чтобы наша козочка на ноги стала?
Появляется врач в восточном наряде, он становится на колени перед козой, что-то шепчет и пытается магическими движениями оживить ее, наконец коза встает под пение хора:
Ого-го, коза!
Ого-го, серая!
Ого-го, белая!
Где коза ходит, там жито родит!
Где не бывает, там полегает …
Где коза ногой, там рожь — копной!
Где коза рогом, там жито стогом!
Ожившая коза, всячески веселиться и затрагивает зрителей, затем пахарь запахивает, сеятель сеет в доме, желая в новом году достатка, счастья и урожая.
Щедрувальникив одаривают различными подарками, и они продолжают обход села.

Гость
Итак Маланка этот замечательный праздник

Гость
Итак Маланка этот замечательный праздник который празднуют все украинское

Гость
Маланка (отрывки)
— Дома ли господин хозяин?
— Дома, — отзывается хозяин, — заходите в дом.

Шайка с щедривки на хозяина заходит в дом

— Позвольте пощедровать.
— Щедруют, пожалуйста.
— На кого?

Хозяин называет хозяйку, сына, дочь, щедровальники поют на каждого щедривку, за что все угощают лакомствами, дают различные подарки. Затем наступает очередь Маланки, которую играет парень в девчачьи наряде. Щедровальники поют ?Маланки?, а та в это время ходит по дому, подметает, вытирал посуду тряпками, брызгает водой на хозяев. Все это выполняется с различными шутками, пародированием, за это Маланка тоже получает щедрые подарки.

Следующий эпизод мистерии — смерть и оживлении козы. Его мы опишем подробнее, поскольку иногда этот момент является главным в новогоднем действе. Щедровальники заходят в дом и сразу начинают театрализованное рассказ:

Ого коза,
Ого серая.
Недавно из Москвы
С длинными кисьми
Ты пошла в лесок
Но нажала бы нам сена Снопок,
Покормила бы малых детей.
Ой не ходи, не ходи, потому что в этом лесу стрелки
Попрятались, розховалися,
Хотят козу вбить, шкуру облупить,
Мясо порубите, собакам отдать.
А я тем стрелявших не боюсь
Только боюсь старика,
Что у того деда седая борода.

Коза в это время, а это маленький мальчик в вывернутой кожухе, воспроизводит рассказ соответствующими движениями. И вот появляется дед, хор поет:

Ударил дед козу
По сером стороны.
Здесь коза упала.
Неживая стала.

Далее разыгрываются своеобразные диалоги между дедом и цыганом, который торгует шкуру умершего козы, деда с цыганкой, которая пытается выманить козу у деда, и деда с бабой, которая настаивает на том, чтобы врач оживил козу, хор поет:

В вашем доме, вашем хором
приключилась нашей кизоньци беда.
Ли здесь врача коновала,
Чтобы наша козочка на ноги стала?

Появляется врач в восточном наряде, он становится на колени перед козой, что-то шепчет и пытается магическими движениями оживить ее, наконец коза встает под пение хора:

Ого-го, коза!
Ого-го, серая!
Ого-го, белая!
Где коза ходит, там жито родит!
Где не бывает, там полегает …
Где коза ногой, там рожь — копной!
Где коза рогом, там жито стогом!

Ожившая коза, всячески веселиться и затрагивает зрителей, затем пахарь запахивает, сеятель сеет в доме, желая в новом году достатка, счастья и урожая.
Щедрувальникив одаривают различными подарками, и они продолжают обход села

Гость
Рождество

Слышали ли Вы, дорогие мои читатели, взрослые и дети, о маленьких
колядовщиков? Неужели не слышали?
Когда-то давно на Украине их было очень много.
Когда наступали Рождественские праздники, маленькие колядники,
поймав волшебным неводом светлую звезду и викувавшы
в волшебной кузнице серебряные колокольчики, отправлялись в дальний путь.
Звезда светила им, чтобы колядники не заблудились,
НЕ сбились с пути, потому несли они людям радостную весть.

НОВАЯ РАДОСТЬ СТАЛА
Новая радость стала, какая не бывала:
Над вертепом звезда ясная светом засияла.

Где Христос родился, из Девы воплотился,
Как человек пеленами, убого повився.

Ангелы поют, славу и честь проповедуют,
На небеси и на земли мир проповидають.
Давид выигрывает, в гусли ударяет,
Странно, странно и Дивно Бога восхваляет.
И мы тоже поем, Христа прославляем,
С Марии рожденного смиренно умоляем:

-Просим тебя, царь небесный государь,
Даруй лета щасливии сего дома хозяину.

Даруй хозяину, даруй хозяйки,
Даруй лета щасливии нашей ненцы Украине.

ПО ВСЕМУ МИРУ

По всему миру стала новость:
Дева Мария Сына родила.

Сеном притрусила,
В яслях положила
Господня Сына.

Дева Мария Бога просила:
«В чем бы я Сына покрыла?

Ты, небесный царь
Пришли свои дары
Этому господин! »

Сошли ангелы с неба к земле,
Принесли дары Деве Марии:

Три свечи восковые
Еще ризы шелковые
Мессии Христа.

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР
Добрый вечер, господин хозяин,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.
Накрывайте столы и все коврами,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.

Да кладите пирожки с яровой пшеницы,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.

Ибо придут к тебе три празники в гости,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.
А что первый же праздник — это Рождество Христово,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.
А что второй же праздник — святого Василия,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.
А что третий же праздник — Святое Крещение,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Сын Божий родился.

ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР ВСЕМ ВАМ, СЧАСТЛИВАЯ ЧАС

Щедрый вечер всем вам, счастливый час!
Родила Дева пречистаго Сына.
Ладо, Ладо, Ладо!
Все на свете радостно
Щедрый вечер на земле!

Не в пышных палатах Бога породила,
А в бедной стаенце Господа вповила.
Ладо, Ладо, Ладо!
Все на свете радостно,
Щедрый вечер на земле!

НЕ пределы царями Господь наш явился,
А между чабанами в яслях положився.
Ладо, Ладо, Ладо!
Все на свете радостно,
Щедрый вечер на земле!

На светлом Востоке звезда засветила
Трех царей мудрецов она развеселила.
Ладо, Ладо, Ладо!
Все на свете радостно,
Щедрый вечер на земле!

Злато, ладан, миро Богу жертвовали,
Христу в ясельцях поклон свой отдали.
Ладо, Ладо, Ладо
Все на свете радостно,
Щедрый вечер на земле!

И мы Христу Богу наш поклон отдадим,
Вместе с пастырями весело поем!
Ладо, Ладо, Ладо!
Все на свете радостно,
Щедрый вечер на земле!

Поклон свой отдадим и станем просить,
чтобы землю нашу велел развеселить.
Ладо, Ладо, Ладо!
Все на свете радостно,
Щедрый вечер на земле!

В Вифлееме НОВОСТЬ

В Вифлееме новость,
Дева родила сына,
Родила в благодати
Непорочная Дева-Мать,
Мария

Положила на сене
В Вифлеемский пещере,
Иосиф Деву утешает,
Повивать помогает,
Марии.

Слава Божия и слава,
В вертепе наступила:
С неба Ангелы взлетают
с Сыном Божьим прославляют
Марию!

Среди темной ночи
Странное свет бьет в глаза —
Понятное звезда засветила
Где дитя родила
Мария.

Недалеко пастыри
Пасли стадо в долине,
К вертепа прибегают
с младенцем здесь приветствуют
Марию.

На коленки приходятся
И даруночкы составляют:
«Что нищий дать может,
Жертвуем сую Божием
Марии «.

Еще приходят три царя
И с востока звездочеты,
Для Иисуса ставят искренне
Ладан золото и миро
Марии.

И мы также поспешим,
Богу дары принесем,
В повиновении прибегают,
С Сыном Божиим все умоляем,
Марию.

Лены колядка (10лет)

Что за звезда, как вертеп блестит,
Что за ребенок там в ясельцях спит,
Что за ребенок там в ясельцях спит.

Но звездочка радость сообщает,
Так в ясельцях на притворами малый Исусик покоится,
Так в ясельцях на притворами малый Исусик покоится.

Ангелочки слетались зивсюды,
Радость извещать и созвать люди,
Радость извещать и созвать люди.

Пастушки на коленки стали,
Иисуса Христа прославляли,
Иисуса Христа прославляли.

-Храни нас Бог от невзгод,
Пошли свободу и щостя на народ,
Пошли свободу и счастье на народ.

Будем возраст Тебе честно служить,
У Тебя прощения за грехи просить,
У Тебя прощения за грехи просить.

Серебряные колокольчики звенели под окнами, и люди
радовались, что к ним идут аж три празники в гости.
?… Ой первый же праздник — это Рождество Христово, радуйся!?
И все, что хотели в этот праздничный день маленькие
колядники, непременно сбывалось, ибо слова
в поколядь также были волшебные:
ЖЕЛАНИЕ ПО Коляды ИЛИ поколядь (розколяда)
А за этими словами в колокольчики звонят,
В колокольчики звонят, а всем ся клонов,
Счастьем, здоровьем, еще и в возрасте длинным,
Еще возрасте длинным, прибылью хорошим,
И сами собой, и с женой,
И со всем чадом, и со святым Строем,
Святым Божеством, Божьим рождеством!

Счастливые люди угощали колядовщиков медовик, орешками, яблоками, разными сладостями. По Рождеством наступал второй праздник — Новый год (по стрим стилю).
А еще он называется праздником святого Василия. Василий приходил не один, а с девочкой Маланкой. Все рядилися в странный одежду. Было очень весело, даже немного страшно, потому вдруг, как из-под земли, появлялись волосатые медведи, бородатые козлы, рогатые чертики, князья с булатными мечами старая ведьма и даже Котигорошко с огромной булавой. Но не надо бояться, потому что это наши колядники, переодетые в сказочных героев. Вместе с Маланкой они вели танец и пели:
Ой Черчик ВАСИЛЬЧИК,
Посею тебя в огородике.
Буду тебя уважать,
Семь раз в день поливать.

Утром следующего дня колядники, сняв свою странную одежду, снова бежали от дома к дому. Каждый из них нес мешочек, в котором пшеничные зерна. Они сеяли зерна по домам, приговаривая:
Сейся, родись, рожь, пшеница,
Рожь, пшеница, всякий хлеб,
Конопля по потолок, лен по колени,
Чтобы вас, крестных,
Головка не болела.

Поскольку и зерна, и слова были волшебными, комната сразу становилась широким полем, на котором сходила зеленая пшеница, начинали петь птицы, расцветали васильки и полевые маки. Улице гудела метель, и здесь все радовались, потому маленькие колядники приносили в каждый дом горстку веселой весны. Грета праздник был щедрым, потому колядники целый день щедровали. Мне они спели эту щедривку:
ОЙ седая И И зозуленька
Ой сивая да и зозуленька,
Щедрый вечер, добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

Все сады и и облетала
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

А в одном и и не бывала,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

А в том саду три терема:
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

В первом красное солнце,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

Во втором десен месяц,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

А в третьем мелкие звезды,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

Ясный месяц — господин хозяин,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

Красное солнце — жена его,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

Мелкие звезды — его дети,
Щедрый вечер добрый вечер,
Хорошим людям на здоровье!

На следующий день, утром, люди шли к реке или пруду. Там они вырезали большой крест из льда. Приходил священник и освящал воду. Люди набирали себе в кувшины той водицы и берегли ее целый год, ласково называя водичкой-йорданичкою, потому что это была живая вода, которая приносила здоровье и красоту. И праздник назывался Святое Крещение, или Иордан. Затем смелые юноши купались в проруби и все пели:
Иордан, Иордан вода студененька,
Пречистая Дева воду брала,
Свое дитя поила.
Священник ходил по селу и скроплював святой водичкой-йорданичкою каждый дом, чтобы к людям во двор приходили только счастье, чтобы обходили их нечистые силы зла. А наши маленькие колядники бежали впереди, крича: Роды, Боже, рожь, пшеницу, Кирилейса! Они хорошо знали, что древнегреческие слова ?Кирие, элейсон? означают ?Господи, помилуй?. Об этом им говорила бабушка.
И снова колядники заходили в каждый дом. Они никого не забывали — ни старой одинокой бабушки, жившей на краю села, ни больной девочки, которая жила в большом городе на самом высоком этаже, под самой крышей. Колядовщики приносили одинокий бабушки радость, а девочке — здоровья. И вы, дорогие дети, научитесь этих волшебных колядок и щедривки. Папа поможет вам смастерить рождественскую звезду, а дедушка подарит серебряный колокольчик, именно тот, с которым он еще маленьким мальчиком ходил колядовать. Тогда вы также станете колядниками, которые приносят людям благую весть, счастье и радость.
Христос рождается!
Славия ЕГО!

По материалам издательства «Радуга», Киев 1990, составитель София Майданская, художник Мария Томенко, при помощи любимой дочери Оли, на радость читателям.
(Колядки и праздничные Рождественские вертепы, Вы можете услышать и увидеть в Яремче и его окрестностях ежегодно, в течение 7-13 января).
Рождество. Рождение Иисуса Христа
Было это давно, как раз 7 января. В тот день должен был родиться Бог.
Ангелы знали о предстоящем радостном событии, поэтому очень суетились. Лишь один ангел не имел работы. Поэтому и пошел сообщать о ней людей.
Летя он попал на луг. Пастухи пасли овец. Увидев ангела пастушки испугались и уже хотели бежать, но Ангела успокоил их:
— Не бойтесь меня, я человек Божий посланник ангел. Я возвещаю радостную весть: Божий сын родился! Пойдите и посмотрите на него!
Пастухи взяли овец и вдруг увидели большую звезду и спросили ангела:
— Как найти дитя Бога? И что это за звезда?
— Да звезда возвещает о рождении Господа. Вы идите за ней пока она не остановится над конюшней. Пастухи пошли.
Это же увидел король, живший в Индии. Он приказал посадить его на слона. Сев на зверя он взял охрану и поехал туда, куда указывала звезда.
То же увидел король который жил в пустыне. Он взял караван верблюдов и слуг и поехал за звездой.
Увидел то король, которая ему жил за морем. Он нагрузил корабль и поплыл туда, куда поехали инши.Першимы в вертеп пришли пастухи. Наименьший пастух подарил Иисусу свирель и овечку.
Вторыми были короли из далеких стран. Они подарили младенцу ладан, золото и миро. Как хорошо, что все закончилось благополучно. Весть о рождении Господа разошлась по всему миру. Люди назвали рождение Бога Рождеством Христовым.
С Рождеством Христовым! Merri Cristmas!
Этот рассказ написала маленькая девятилетняя девочка Оленька, искренне верит в Господа нашего и в таком виде передает частичку своей веры.
Возможно кто-то захочет послушать наших колядок в исполнении группы «Лебеди любви»? Берите свое удовольствие здесь. Бог предвечный родился, что за радость?
Если напишете письмо, могу подарить диск с их колядками.
Как администратор, я не имею права на собственный комментарий, то процитирую Андрея Макаревича:
Я беру букет цветов,
— Слов,
И дарю своим друзьям,
— Вам.

Гость
Если вам скажут, что древнейшая Маланка живет в таком-то селе, не верьте. Сколько ей лет, сейчас вряд доискаться, говорят сборщики фольклора и древних традиций. Очень своеобразная славильная Маланка ежегодно проходит в селе Пистынь на Косовщине. Более того, здесь каждый угол имеет своих маланок. А еще здесь молодой учитель местной школы Дмитрий Лаврук собирает древние маски, изготавливали специально для этого образа в различных регионах.

Из года в год делают карнавальное действо в Белелуи на Снятищини, в селах Верхний Вербиж и Бабянка, что на Коломыйщине. А вот в Тлумацкому районе еще до сих пор сохранилась традиция водить живой лошади. Это так называемая аграрная магия, говорят народоведы, ведь конь всегда был помощником крестьянина.

Словом, хоть не часто, но все же еще сохранилась традиция маланкування в селах Прикарпатья и даже в областном центре. Кто и как готовит староновогодний традицию краем глаза видел и ?Репортер?. Были неожиданности.

Детская Маланка

Учитель Ивано-Франковской музыкальной школы ? 3, руководитель образцового детского ансамбля ?Вышиванка? Оксана Чучук уже двенадцатый год развивает вместе со своими учениками народные традиции, в частности зимой готовит действо Маланки. На репетиции со всего города съезжаются как нынешние ученики, так и бывшие выпускники. Всего их — 18.

?Когда-то Маланкой называли девушку, которая, по преданию, в одном из сел на Коломыйщине стала неким Иван Сусанин, — рассказывает Оксана Чучук. — Когда в село зашли татары, она завела их в непроходимые горы, где вместе с ними и погиб ?. Такую историю Оксана знает по рассказам стариков, а в записях, говорит, еще не находила.

Итак, выходят ребята-казачки, дальше дед, Маланка, с которой все смеются, что она огромная и ленивая. Она доказывает обратное. И хотя по сценарию словам Маланка обделена, и ее колоритный образ имеет проявиться в жестах, поведении, танцах.

Юрий Смолий — один из участников Маланки и именно ему уже второй год подряд поручают главную роль. Парень рассказывает, что ему этот образ нравится и дается легко. Даром, что друзья, не понимая комизма народного действа, смеются над ним.

В этом доме хозяин, как виноград,
Хозяйка, как калина,
Их дочери как цветочки,
А сыночки, как дубки.

И хотя музыкальную школу парень закончил еще в прошлом году, все же охотно приходит на репетиции. Говорит, очень интересно! Впрочем, как и всем участникам, поскольку приезжают на подготовку к празднику во внеурочное время. Как рассказывают молодежи театралы, по традиционному сценарию в этом карнавальном действе должны быть Козак, Воин, жид и Черт. Еще есть Цыган, Цыганка и Коза. В образе Маланки — обязательно парень.

В целом действо юных актеров очень юмористическое — некий балаган. Единственное, что делают девушки, — это подпевают коляды и щедривки. ?Как и в вертепе, участниками девушки быть не могут. Когда-то церковь запрещала женщине выходить на сцену. А это и есть настоящий театр ?, — объясняет Оксана Чучук.

Кстати, по словам Оксаны, древние сценарии, которые она изучала, достаточно усеяны нецензурной лексикой. Поэтому, чтобы адаптировать реплики героев для детей 13-16 лет, пришлось изрядно потрудиться. Среди щедривок и колядок, звучащие в этом действе, кроме древних текстов, есть и авторские щедривки самой Оксаны Чучук. Как это:

Запылали подсвечники троистые
Да возвестили людям добрые вести.
С нами Бог предвечный и вертеп ежегодный
будут всегда и в селе, и в городе.
Застилают столы коврами,
пусть звучит праздник колядами.
Мы же Господни дети, будем радоваться,
открылась небесные врата.

Студенты оживляют козу

Студенты различных вузов и специальностей, которых собрала вместе интерес театральных действ, два года назад взялись отыскивать сценарий Маланки. Сначала отправились в библиотеку, но и об Интернете не забыли. За режиссуру взялся медик Татьяна Дзвонковская (роль Козы).

По словам психолога Александры Стьоганцевои (роль Доктора), на репетиции осталось всего два дня, поскольку лишь завершили Колядовать с вертепом. Кстати, вертеп был изготовленных, к их чести, тоже самостоятельно.

Саша Диденко (студент медуниверситета), которому выпала роль Маланки, вжился в озорную роль довольно органично. Как и положено Маланки, переворачивал все, что видел под руками и ногами, приставал к хозяевам … Говорит, трудно не было. Смелости и бодрости добавляли колядники:

Хозяину хозяюшки,
Пусти в дом Маланочку!
Маланочка чисто ходит,
Ничем не навредит.

Относительно внешности, то, как рассказал парень, обошлось тремя платками из бабушкиного сундука. Одну из них замотал он на голову, другую вместо юбки — на бедра, а третью накинул на плечи. ?Правда, вместо намазать брови сажей, как когда-то было, а щеки нарисовать свеклой, занимал краски у девушек?, — говорит Саша.

По словам Александры Стьоганцевои, их прошлогодний сценарий был несколько другим. У деда с бабой была коза, которая умерла. Но они позвали врача и тот ее оживил:

Я Лекарь — киевский аптекарь:
кровь вливаю, кровь выливаю,
которые хочешь болячки вставляю,
живых и мертвых в мир отправляю.

?В прошлом году мы нашли сценарий с интересным высказыванием? дуть жилу ?, — рассказывает Александра Стьоганцева. — Что такое эта жила и где она находится, мы не нашли, поэтому и дули в ухо ?.

Также девушки рассказали, что, кроме традиционных щедривки, старались найти древние. И когда хорошо подготовились, пошли с тем всем Василию Калинчука — их учителя по танцам — руководителя танцклуба ?Кармен?, потому что именно ему обязаны тем, что взялись за возрождение украинских традиций. В этом году планируют порадовать карнавальным действом родных и близких.

Вашкивская переберия

Рассказывать об этом действе — все равно, что описывать словами музыку Моцарта или удар молнии, говорят видевшие Вашкивскую Маланку. Уже более 100 лет в Вашковцах (Черновицкая область) интересно и оригинально отмечают праздник Маланки. Местные жители к нему тщательно готовятся круглый год, собственноручно шьют костюмы, разрисовывают маски, а затем ребята (в переберии участвуют только мужчины) объединяются в ?группы?.

С самого ранечку улицам села проходят колядовщики, одетые в причудливые костюмы, а с наступлением темноты отважные парни направляются к реке, чтобы в ледяной воде утопить нечистую силу, обливаются водой, демонстрируя ?здоровый дух в здоровом теле?.

Почему Вашкивская Маланка претендует на лавры главного украинского карнавала? Буковинские легенды рассказывают, что бывший владелец городка Вашковцы граф Петрино был поклонником старины и превратил Вашковцы на Василия в карнавальный водоворот.

В вечер накануне ?старого? Нового года чуть ли не в каждой Вашкивской дома от мальчишек до степенных хозяев перебираются в фантастические маски и костюмы: ?дедов?, ?баб?, ?цыган?, ?медведей? и других сказочных и невыдуманных существ. И в таком наряде переберия ходит от дома к дому, поздравляя хозяев и отгоняя задурюючы всевозможных злых духов и ведьм. После полуночи группы собираются на перекрестках улиц на ?маланкарские ТУСНЯК?: это своеобразный смотр сил перед завтрашним карнавалом. Горе-зевакам, которые попадут в эту ночь в руки переберии — если вас только побьют веником и обольют водой, считайте, что состоялись безделушкой.

На следующий день, на Василия, вся шумная Переберия с колокольчиками, кнутами, пушку, петардами, на фурах, коровах, мерседесах сходится с трех вашковецких улиц: Гнатишиной, Затеплишной и Верхнего — на Крестовой дороге.

Ветераны переберии утверждают, что так происходило это праздник в городке издавна

Гость
Василия

Вместе с праздником угодника Божия Василия в дома наших предков входил Новый год (по старому стилю). Поэтому вечером, накануне Василия, шла подготовка к Новому году.

На елочке зажигались свечи и гасились ледяной, только внесенной, водой обливанием из ладоней, бы мороз трискав (не был большим). К остришка, что над дверью, цепляли зажженный фонарь, б чья-то зирничка этой ночи не упала и он не умер (свет отражался светом). На свинью набросали широкий цугал (мех), б хорошо поросилася и много поросят должна …

И все это надо сделать, пока под окном не топот первые колядники, потому что не приймлено будет, не полностью.

Благослови, Боже, еще и этот Новый год,

Чтобы был счастливым каждый человек —

в руках щедрувальникив горит новогодняя звезда, призывает счастья.

А в сем дворе, как в императора,

Кладовая полная, большая заля … —

это уже вторые; идут и идут, потому сколько поступит колядовщиков за эту ночь, столько в доме добра прибудет.

Новогодние коляды хвалебные. Они свидетельствуют умение видеть рядом с собой человека, каждого держать на виду. Ведь в эту ночь будет виншований каждый.

Ты хороший хозяин? Слушай:

Ваши ворота с самого злата,

А ваш дом шелками покрыта.

Нет у короля такого коня —

Камень хлопает, церкви составляет …

А как лучше тебя твоя хозяйка, тогда прислушивается:

Гой знать-знать здесь хозяйку,

Здесь хозяйка на мне Мария (или как ее),

А у нее дом — царская палата,

Все в злотые ходя, в хорошие Броды.

На райских дверях сам Госпидя сидит

Да и на Марию с неба глядит,

С неба глядит и дары дарит —

На хозяина нехорошо зарыта …

— Бог защищает от подобной коляды. Так каждый старался держаться хорошо, бы не попасть под смех, потому падает он и на род весь, сыновей, — объясняют старушки.

Когда шли к новоиспеченных супругов, имелось свое поздравление:

Бродило ребят — семьсот молодцов,

Семьсот молодцов, семьсот колядке.

И приблудило к цего двора,

К цего двора на разговорят.

А в цему дворе лошади впряженные,

А в этом доме и подружени

И подружени, и повинчени,

Теперь ко гробу неразведенной.

Гой хозяину, ты хозяин,

Пусть Бог поможет тебе, как царю.

Пусть Бог поможет и твоей царицы

Да пусть расширить все комнаты.

Пусть даст в конюшне хорошую приплода

И пусть даст сына для твоего рода,

Пусть даст те и сына, сыну дочь,

Чтобы пришли мы на горивочку.

Чтобы пришли мы их винуваты,

Пусть Бог поможет посетовал дождаться.

Мысли направлены на насущные потребности, на большой почитание человеческого достоинства, значимости человеческой.

Даже ребенок новорожденный не проходит вниманием, имеет в колядке свое отличие:

Пышная кедр вверх си вилы,

Вверх си вилы, прекрасно зацвила.

А на вершочку и колисочку,

А в колыбельке и дитиночка.

На скрипке играет, лучше поет,

Виновным ябличком си подбрасывает.

Почуяли тее и два короля,

Приходя близко, си клоня низко:

— А кто научил я на скрипке играть,

Виновным ябличком си подбрасывать?

— Научила меня мамка родная,

Мамка родная, сестра старшая.

— Виншуем тебя, малое дитя,

Расти большим, таким, как отец,

Расти большим — к ботинку,

От ботинка — к мужу.

По-особому величалася девичья юность, красота. Колядой парни-колядники делали девушке гонир (честь). Мог группа под окном заколядовать и две-три коляды.

Гой в саду-сада выросла ябличка,

Сильно зацвила, мало родила.

Родила она одно ябличко. А кто его пазы (хранит), а кто охаживают?

Но госпожа учтивая (уважаемый) на мне Мария.

Шиттечко шила, твердо уснула,

Твердо уснула — усталая была.

Как прилетели три ласточки —

Крилицямы сбили — даму разбудили.

— Вставай, панно, так хватит спать,

Надо коляде гонир отдать.

Встань, панно, и с Новым годика,

Неси нам плату за колядочку.

Записывали, собирали, разучивали эти старинные колядки и часто не могли сдержать слез. Мы видели тех, с кого, может, и костей не осталось, в длинных короживських кожухах, в сардаки, слышали наяву их громкий голос и плакали …

Потому что где же та девушка Анна, которая так хорошо воспевается в сей колядке (правда, можно было назвать и другое имя):

Гой красная, красная весна имею

А еще май красная кукушка в роще.

А еще май прекрасная под окном роза —

Пусть госпожа Анна нам сильная.

По райских садах птичка гуляет,

Сладкий голос ее поет,

Но госпожа Анна как споет —

Так лед студеный си розтопляе.

А ее мамка и с ней ходя

И даму Анну за ручку водя:

— Погуляй, дочка, потому молоденькая,

Пусть твоя душа раденька.

Змощу те мосты с белой кости,

Вберу те ноги в жемчуг камень, —

Как те си придет си отдавать,

Как те заберут от мои дома.

Многие величальных и парням. Ведь коляда — это больше детское и холостяцкую дело. Есть немало и таких, которые позорят Маланку. По рассказам стариков, Маланка — девушка, которую языческий царь Ирод, вознамерился убить маленького Христа (а для того приказал ?порезать детей до двух леток?), послал организовать маскарадный зрелище, чтобы развеселить печальный чел. Маланка справилась с задачей и сама, перебравшись на смерть глумилась над большим горем — танцевала, прыгала.

Времени маскарадный новогодний зрелище получило у нас название ?Маланка?. Глубоко верующие ни сами на Маланку НЕ маскарадилися, ни детям своим не позволяли и маскарада Того под дом себе не пускали. Даже присказки прижились: ?Как си опозоришь, выгоню я, как Маланку, со двора?. Или: ?Такая завдатна, как смерть на Маланке …?

Народ позорную событие, связанное с легендарной Маланкой, старается не привязывать к своей жизни, подведенного к высоким нравственным нормам. А потому:

Маланочка миром ходы.

Да и с дороги людей своды.

Да и с дороги христианства

Обращает к язычеству.

Гой ты дочка-христианка,

Да пусть скажет твоя мамка,

Как она я родила,

Какой праздник приготовила,

Сколько кумовьев призвала,

Христианскую веру дала.

В колядках Маланка разгильдяя, невмилиця:

Наша Маланка — хозяйка,

Как возложит, так помоет:

Стоя миски под лавой

Да и поросли муравой.

Стоя горшки под второй

Да и си покрыли Осуга.

Маланка отличается от скромной, работящей девушки, в Коляды собирает величальную славу:

Гой за горами, за долами

Пьет Маланочка все с казаками.

Пришел к ней ей родной отец:

— Гой Маланочко, иди в дом!

— Гой я не пойду, я си боя —

Погубила ключик я от покоя.

Поскольку старый Новый год совпадает с Василием, то многие колядок привязано к имени Василия. Части его призывают не иметь дела с девушкой Маланкой, которая-приводит народ только к беде.

На Василия не успеет солнышко протереть глаза, как в дом заходят Посевальщик.

С перекинутой через плечи сумки выбирается горсть зерна и розкидуеться размещения:

— Сейся-родись, рожь-пшеница и всякая пашниця! Расти обильно, роды красно, щедрая от Бога, большое человеков — Изрекал посевальщик. Сжимал грош и шагал дальше.

А хозяйка сметала зерна и вместе с мусором, не выносилось из комнаты от Сочельника, ?бы богатство прибильшалося?, высевают все это понемногу в саду, на планируемые:

— Роды обильно, расти красно, сам Биг переблагословив, — приговаривала.

На Василия ВАСИЛЬЧИК (вечнозеленым зельем) выметали поди, ?бы смерть туда си НЕ пихала?. Дети утром выскакивали за водой с двумя постольцямы или сапожками с правой только ноги, ?бы много посетовал заколядовать?. Девки перед зеркалом завивались в полотенце (чисто женский убор), квитчалися розами — ?завичалы (накликувалы) замужества?.

Парни, раскрутив деда киржу, бросали за забор — ?сколько шагов к ней — столько лет беды от воды не будет?. Дети на снегу вокруг правой ноги прутиком рисовали круг — ?бы слидик и ко второму Нового года на земном си оставил?.

Бабы сметаной мазали губы — будет прекрасное солнце на белизну (отбеливание полотна).

Кота пихали в печь и выманивали колбасой через трубу — бы кагла не убила (не задавила от дыма ночью). Скамейка кувыркался вверх ногами, а на него клали пса — ?бы волк овец из овчарни не тянул?.

Как солнце под мероприятие на Василия красное — урожай злягатиме от ветров.

Если напротив Маланки выйти из покрытой полотенцем крестом — кто-то до утра с ней даст Богу душу …

Как ливкнуты воды через порог, занося воду в дом, — приблизить свой гроб (скорее умрешь)


Tags:

Маланка


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*