ИСТОРИЯ ГОРОДА

Февраль 19, 2013   // 0 Comments

бобровиці бобровиці

 бобровиці

бобровиці

Бобровиччина — зеркало всеукраинской земли

1972 вышел один из 26 томов издания «История городов и сел Украины». Он был посвящен славной Черниговщине.
В разделе «Бобровицкий район» говорится:
Площадь района — 1,4 тыс. квадратных километров. Население — 75,9 тыс. человек, из них сельского населения — 62,5 тысяч.
Бобровица — город районного подчинения, центр района, расположен на реке Быстрица, в 3 км от железнодорожной станции Бобровица на линии Нежин-Киев. Расстояние до областного центра по железной дороге — 133 км, автодорогой — 105 км. Население — 10 300 человек. Городскому совету подчинены населенные пункты Затишье, Макаровка, Мирное, Травкина, Красноармейское.

Территория современного города была заселена еще в древние времена, о чем свидетельствуют остатки двух городищ и поселения периода Киевской Руси. Название города происходит от т.н. Бобровник, живших здесь где-то с XIV до XVIII в. Они владели бобровыми Гону и имели свое самоуправление с правом избрания атамана. По происхождению это были свободные люди, впоследствии — казаки. В случае необходимости они участвовали в военных походах. Каждый взрослый Бобровник ежегодно должен был сдать старости, а позже — гетману 10 бобров и 20 выдр. Когда количество зверей уменьшилась, натуральный налог иногда заменялся деньгами.
С середины XIV в. Украинский земли захватила Литва, времени Бобровица принадлежала Остерского староства. В 1482 году поселение было разрушено татарскими ордами. Подавляющее большинство мужчин погиб в бою, женщин вывезли в гаремы и на рынки рабов. Только в начале XVI в. поселения начало возрождаться. По Люблинской унии 1569 года оно отошло к Польши. В 1593 году польский король Сигизмунд III специальной грамотой передал Остерское староство, куда входила и Бобровица, во владение шляхтичу М.Ратомському.
Бобровица была пограничным поселениям, и польские магнаты не оказывали больших притеснений жителям, чтобы не усугублять переселенческого движения. Население занималось земледелием и скотоводством, старости казалось овес и сено. Жители пользовались некоторыми привилегиями — ловили рыбу волоком, охотились на зверей, брали с деревьев «непописаних» (незанятых) пчел, а «исписанными» делились пополам с хозяином, косили траву, драли лыко. Новоосили освобождались от налогов на три-шесть лет. Со временем количество льгот уменьшалась, а налоги росли. Это вызвало недовольство населения. Чтобы предотвратить крестьянским выступлениям, польское правительство в городах и селах Левобережной Украины размещал военные гарнизоны. В Бобровице гарнизон насчитывал 200 солдат.
Когда 1648 началась освободительная война украинского народа против польской шляхты, активное участие в ней приняли жители Бобровице. После Переяславской рады 1654 года население приняло присягу на верность союзу с русским народом. Бобровица стала сотенным городком Киевского полка. Впоследствии по царской грамотой была передана генеральному писарю Выговского.
Весной 1661 польско-шляхетские войска и татары ворвались в Чернигов, подверглась нападению и Бобровица. Все население поднялось на борьбу против поработителей. Но силы были неравны. Захватчики разрушили городок, а его защитники погибли в бою. Однако вскоре Бобровица начала возрождаться. Известно, что 1666 в ней платили налоги 160 человек, проживавших в 155 дворах. Жители сдавали ежегодно около 700 пудов хлеба и 27 руб. деньгами. На то время это был высокий налог. Среди казаков выделилась зажиточная верхушка, которой принадлежали водяные мельницы на реке Быстрица.
конце XVII — начале XVIII в., хотя Бобровица и называлась вильновийськовим поселением, большая часть крестьян была закрепощены. В городке были развиты ремесла: сапожное, кожевенное, гончарное, портняжное, столярное. В окрестностях возникло несколько небольших селитроварень. Дважды в неделю происходили базары, дважды в год — ярмарки. На осенней ярмарке купцы закупали ремесленные изделия, сельскохозяйственные продукты и вывозили их в Россию и Белоруссию.
Создалась группа купцов, которые скупали оптом. С Бобровице вывозили меха, кожаные изделия, полотно, воск, водку, масло. На это время приходится и развитие чумачества, которым занимались зажиточные казаки, мещане, изредка крестьяне. Они провозили из Причерноморья рыбу, соль, изделия из железа, сукна.
Развитие промыслов и торговли обусловило рост населения. В 1784 году в городке насчитывалось 4761 житель, из них закрепощенных 248 ревизских душ. Крепостные отбывали барщину 3 дня в неделю, работали на селитрованих и на тяжелых земляных работах. Кроме того, они чинили плотины, пути и т.п..
После ликвидации автономного строя на Левобережной Украине в 1782 году Бобровица вошла в Нежинского уезда Черниговского наместничества, с 1796 года стала волостным центром Козелецкого уезда Малороссийской губернии, с 1802 года — Черниговской.
Лучшие земли, леса и луга в начале XIX в. захватили помещики Кочубея и Катеринич. Чтобы увеличить свои доходы, помещик Кочубей в 1807 году построил сахарный завод. Подавляющее большинство своих земельных угодий он отвел под сахарную свеклу. 1825 года на заводе были достроены цеха производства рафинада. 1846 годовой доход завода составил 3 тыс. руб. Только чернорабочих здесь насчитывалось 118 человек. Работали преимущественно крепостные, хотя было много и вольнонаемных рабочих. Рабочий день длился 12 — 14 часов. Малая и ??ужасные жилищные условия часто приводили к столкновениям с администрацией.
В 1854 году на заводе вспыхнуло восстание, во время которого он был полностью сожжен. Войска, вызвал помещик, совершили жестокую расправу над ними. Всех участников выступления, особенно крепостных, били плетьми. Многих бросили в тюрьму. Завод был так разрушен, что больше не восстанавливался.
Плохой обработку крестьянских земель, недостаточно удобрений были основной причиной частых неурожаев, голода, что приводило к распространению эпидемий, падежа скота, разорение беднейшего слоя населения. Особенно неурожайным был 1839 год. Местные власти, чтобы предотвратить полное вымирание населения от голода, обратились к черниговского губернатора за помощью. Сохранились списки 800 жителей города, нуждающихся в немедленной помощи. Однако неизвестно, была ли она предоставлена.
Во время второй поездки на Украину Т.Г.Шевченко летом 1846 года побывал в имениях Катеринича в Бобровице и Марковцах, написал несколько портретов членов его семьи. Тогда же он выполнил акварелью портрет О.А.Афендик, матери Катеринича.
Реформа 1861 года не внесла существенных изменений в экономическом положении крестьян. Если до реформы 58 крепостных В.А.Кочубея пользовались 108 десятинами земли, преимущественно пригодной для земледелия, то после отмены крепостного права они получили лишь 77 десятин. Это были, главным образом, напивзаливни земли, солонцы или пески. Сумма выкупных платежей составила 3424 руб. 50 коп., Крестьяне ежегодно платить 205 руб. 47 коп. Большинству это было не под силу. К тому же, помещики лишили их права пользоваться лесами и пастбищами.
В пореформенный период ускорился процесс разорения и обнищания крестьян. Бывшие крепостные, получив мизерные клочки земли, должны были идти в кабалу к тому же помещика или кулака или искать заработка в промышленных центрах. Многие бобровицких крестьян работало на строительстве железной дороги Курск-Киев. Строительство было завершено в 1865 году. Того же года вступила в строй железнодорожная станция Бобровица, что способствовало развитию торговли и расширению связей с промышленными центрами. Ежегодно в городке происходило уже 4 ярмарки. Начали быстрее развиваться ремесла. В помещичьих хозяйствах появляются сельскохозяйственные машины. 1897 помещик Катеринич с участием нескольких пайщиков построил сахарный завод, который производил за сезон более 800 пудов сахара и давал владельцам до 4 тыс. руб. прибыли.
В 1897 году в Бобровице насчитывается 960 дворов и 5384 жителя. Сахарный завод и мелкие кустарные предприятия не могли обеспечить всех работой. Многие безземельных и малоземельных крестьян и мелких ремесленников, разорившихся должны были идти в батраки к богачей или на отхожие промыслы. В помещичьих экономиях и у кулаков крестьяне жали за 9 или 10 сноп, молотили по 11 — 12 мерку. Тяжелым было положение и рабочих сахарозавода, особенно сезонных. Работали они по 13 — 14 часов, жили в бараках, спали на соломе или на дощатых нарах. Все это порождало недовольство существующим строем, что особенно проявилось во время революции 1905 — 1907 гг Крестьяне начали делить помещичью землю и имущество. Рабочие сахарного завода ввели 8-часовой рабочий день, выбрали рабочий комитет, который контролировал деятельность администрации. В январе 1906 года в городке произошло столкновение рабочих с полицией. Рабочие и крестьяне готовили совместное выступление против помещиков, но осуществить его не удалось, потому что для придумывания возможных беспорядков на станцию ??Бобровица был прислан отряд солдат ?…
В аскетично безэмоциональные строках, так как писалось с позиций классовости и коммунистической партийности, и не о Москве или Ленинград, а о «рядовое» город и район, представали лишь отдельные реалии развития Бобровиччины. Но и в этих условиях отражались блики чуда, потому что за Бобровиччиною виделась Черниговщина, за ней — вся Украина как органическая часть истории вселенной.
Именно так: Украина и Вселенной. А это значит, общечеловеческой цивилизации и культуры.
ли не прибегаем мы, принимая Бобровиччину в общечеловеческих измерениях, к романтическим гипербол?
Нет, не прибегаем, — свидетельством чего является зафиксированы даже в процитированных тексте такие реминисценции: Вблизи поросенка обнаружено раннеславянской поселения черняховской культуры , «На окраине Старый Быкова обнаружено поселение эпохи бронзы, а на территории с.Новая Быкова — городище времен Киевской Руси»;
«Территория современного города (имеется в виду Бобровица, — авт.) была заселена еще в древние времена, о чем свидетельствуют остатки двух городищ и поселения периода Киевской Руси «,» Браница основана в 1155 году «,» Новая Басань возникла в первой половине XV в. как крепость для защиты от татарских орд. Тогда же были заселены и хутора Грузская, Лисковка, Зеленуха .. . «,» Пески — село, основано в период освободительной войны украинского народа 1648 — 1654 гг «,» Вблизи Горбачеве обнаружено городище, поселение и курганный могильник периода Киевской Руси «,» Кобыжча возникла еще во времена Киевской Руси. В 1239 году село уничтожили монголо-татары «; древности обозначено и возникновения Свидовця (упоминается в летописи 1155), Старой Басани (1196 г.), Щасновка (1155 г.), в окрестностях которой обнаружено поселение Черняховской культуры; Ярославки, основанной 1196 и на окраине которой обнаружено городище и курганный могильник времен Киевской Руси …
Еще не так давно насельники Черниговщины могли видеть таинственные курганы, которые возбуждали рое мыслей и представлений. Как некоторым казалось, мыслей слишком смелых, потому что за ними появлялись судьбоносные события седых веков, рыцари легендарной княжеского государства и казаки периода национально-освободительных войн и борьбы с человеколовам-турками и татарами.
Но смелые представления не отводили от правды истории, а приближали к ней . Роднили с веками славных прадедов великих, наполняли глубиной и гордостью и чувства, и сознание.
Да и как могло быть иначе?
«На окраине Старый Быкова обнаружено поселение эпохи бронзы, а на территории с.Новая Быкова — городище времен Киевской Руси?. ..
Археологический бронзовый век — это время 3-1 тысячелетий до нашей эры. Он характерен тем, что на высокий уровень поднимается создания орудий производства (в том числе бронзовых на основе сплава меди с оловом, что придавало орудием повышенной прочности и твердости), а то, разумеется, способствовало развитию не только пахотного земледелия и кочевого (номадный) скотоводства, но и средств передвижения — от тележек к кораблям (как на веслах, так и с парусами).
Итак, бронзовая культура между Волгой и Днепром (скотоводческо-земледельческая) не могла обойти как побережье Днепра (культура шнуровой керамики), так и Черниговщины. частности, археологами показано, что на ее территории развивалась культура, распространена на пространстве от Рейна до Десны, и наши предки интенсивные отношения с племенами, которые населяли просторы Збруча (белогрудовской культуры) до Верхнего Поднепровья и от Львовщины, Тернопольщины, Ровенщины в Причерноморье.
На это время приходится развитие особенно славной культуры — Трипольской, основанной на земледельческом, скотоводческом, охотничьем, рыболовном производствах. По Трипольской эпохи приручили коня, разводили быков, свиней, овец и коз. Насельники трипольского поприща имели большие глинобитные дома (бывшие и средствами обороны), фортификационные сооружения. В это время начинается использование металлов и производство оружия, многочисленных украшений, гончарных изделий, ткацких станков, жилых украшений, портретного живописи, красочных орнаментов. На этом этапе определяется этнографические различия между племенами Поднестровья, Побужье, Поднепровье, Причерноморская.
Легендой была и остается черниговская культура — 3 — 4 веков нашей эры. Названа по могильнику с.Черняхив Киевской области, она, как показывал археолог В. Хвойка, отмечалась высоким развитием земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства, гончарного и ювелирного ремесла, широкими международными обменами.
А затем наступают периоды государственности князей Кия и Аскольда (IX в.), и Бобровиччина включается в органические внутренние и внешние связи государства включала в себя земли Киевщины и Переяславщины.
Итак, Бобровиччина с архидавних времен была причастна к развитию не только Черниговской, Киево-Русской, но и мировой цивилизации и культуры.
Особый этап для праукраинских земель начинается с периода княжения кагана ( короля, императора) Аскольда. Как показывает выдающийся историк Михаил Брайчевский, «Середина IX в. была в истории Руси поворотным моментом. Именно в это время завершается сложный и длительный процесс формирования феодализма у восточных славян и Древнерусского государства «. (М. Брайчевский. Летопись Аскольда. — К., 2001), убедительно доказано трудами историков Б.Греков, М.Бахрушина, И . Юшкова, Н.Рубинштейна, В.Пархоменко. Высокое развитие материальной культуры внутри общества способствовал активизации внешних связей.
860 году Аскольд решился выступать даже против мощной — Византийской империи. «Пошел Аскольд, — пишет летописец, — против греков на лошадях и на кораблях, и было кораблей вместе (360). И пошел к Цисарогорода. И греки замкнули Суд, а город закрыли. И вышел Аскольд на берег, и повоевал вокруг города, и много греков был убит.
… Увидев все это, греки настрахалися и послали к Аскольда, говоря: «Не губи города, дадим тебе дань, сколько хочешь». … И потребовал Аскольд для войска на 360 кораблей по двенадцать гривен на ключ, а потом давать уклады на русские города — во-первых, на Киев, а также и на Чернигов, и на Переяслав …
Это было года 6360 (т.е. 860 г. н.э.). По 863 г. походы продолжались; были победы и поражения. Но главное было не в военных достижениях.
Главным стало то, что еще Киевское государство Аскольда показала: она является мощной, самодостаточной силой, способной реально влиять и на международное развитие. Вместе с тем Киевская государство заключило выгодные для себя межгосударственные соглашения, написанные языком как Византийской, так и Киевской государств. Киевские князья тогда еще клялись своими — языческими богами, а сделки составляли на основе своего — отечественного права. Было засвидетельствовано, что Киевская империя имеет свою письменность и веру. Поскольку международные условия диктовали соответствующие правила поведения, Аскольд принял христианство сам, а когда вернулся в Киев — крестил киевлян в днепровской купели.
Владимир Великий принял ту эстафету Аскольда и 988 года предоставил христианству статус официальной религии.
К большому сожалению, еще в IX в. некоторые летописцы начали подгонять факты под интересы правящих князей (каганов, конунгов). Поэтому и получилось, что свою историю украинского в XX в. начали рассматривать только с X в., даже «Летопись Аскольда» подогнали под «Повесть временных лет» и тем самым сместили исторические даты минимум на двести лет!
На этой основе и начали гулять версии-фальсификации: сначала — о варяжскую основу нашей государственности, а впоследствии — о едином восточнославянское племя во главе с ?старшим? братом-русским и о единой язык, культуру, государство, веру трех ?славянских? народов-братьев. Версию-фальсификации, потому праукраинцы имели свое государство еще во времена князя Кия, впоследствии — Аскольда, а Киевская Русь стала менее третьим этапом развития той государственности.
Так, к ней причастны варяжские конунги, но они не творили Киевского государства, а захватили ее, коварно уничтожив род Аскольда. Что касается «русских», то их не было вплоть до 1721 г., когда Петр провозгласил создание Российской империи, к тому же времени существовали и то лишь с XII в. московские княжество и царство. Те государственные образования связанные с колонизационной деятельностью киевских князей и христианских миллионеров, — но они развивались на угро-финской и татарской этнической основе. И не случайно с XIII по XVII века между украинской и московской землями практически не существовало широких (а тем более — родицьких) отношений. Они начали внедряться после Переяславской рады 1654 г., когда московцы развернули на Украину колонизаторский, захватнический движение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*