Что можно есть в Великий пост 2014 перед Пасхой

Written by bobrpravda   // 21.06.2013   // 0 Comments

Что можно есть в Великий пост

Что можно есть в Великий пост

Вот уже для многих из вас прошла неделя, с тех пор вы, примирившись с Господом, идете дорогой нового, богоугодной жизни. Думаю, вы уже убедились, что в деле спасения всего времени отведено борьбе. Так оно и должно быть. Враг, с чьего края вы вышли, надеется снова вас заполучить, задумывает зло; и страсти, которым вы решили отказывать и отказываете, еще не замерли и даже, очень ослаблены, восстают снова с большей или с меньшей силой и требуют, чтобы их зак -вильниты. Эти приступы поражают нас то с одной, то с другой стороны. Поэтому и надо отбиваться от них и против них бороться, такой закон жизни во Христе Иисусе. Каждый христианин, ищущий спасения, обязательно должен пройти три ступени, а именно: начать с покаяния и обратиться к Богу, а затем через борьбу со страстями войти в область чистоты. Покаяние — это начало пути, а чистота — конец, борьба же со страстями заполняет пространство между ними. Вы уже начали шагать по этому пути, и теперь, согласно неизменным законом, боретесь. Будьте мужественны и пусть скрипиться ваше сердце. Вы — воины, поэтому годится вам иметь оружие. Хочу указать вам на нее, чтобы зная, чем воевать, вы не думали об этом во время битвы.
Святой апостол Павел, вооружая христиан на битву, завещал им: Оденьтесь во всеоружие Божие, чтобы вы могли дать отпор (Еф. 6, 11). Но облекитесь во всеоружие, чтобы ни одна часть тела не была доступна врагу. Поэтому взоруйтеся на воинов, что отправляясь на битву, берут саблю, копье или мушкета, на голову — шлем, на лицо — забрало, на грудь — латы, а другие части тела прикрывают щитом. Словом, каждую часть защищают соответствующим оружием. Так и в духовной борьбе нам, как воинам, каждую часть своего естества надо должным вооружить. Ведь на каждую сферу человеческого естества враг нападает по-своему, каждый из них атакует своя страсть и грех. Тот, кто защищается, должен каждую часть прикрыть должным оружием.

Посмотрите только, какие части творят человека, который на них нападает, и которая существует оружие против этих набегов. Ознакомимся каждую часть нашего существа и хорошо вооружил ее. У нас есть тело. Слаженная действие различных органов поддерживает его жизнь. Успокоение потребностей тела — это естественный закон. Но вот к ним закрадывается страсть, успокоения потребностей перерастает мере и превращается в грех.

Наше тело должно питаться продуктами. К органам, принимают пищу, принадлежит, горло и желудок. На них нападают такие страсти: чрезмерное употребление пищи, привязанность к изысканным блюдам и приправ, обжирство и пьянство. Оружие, которой нужно отбиваться от этих страстей, это — сдержанность и пост,

В нашем теле есть органы чувств, к ним подходят нервные окончания. На эту сферу нападают много страстей. Каждое из чувств терпит от своей искушения: глаз — от своей, ухо — от своей, вкус — от своей. А общая страсть, нападает на каждое из них — это приятное раздражение чувств, или чувственное удовольствие. Оружие, которым надо вооружить эту сферу, святые отцы называют хранением чувств, а прежде зрения и слуха, от всех соблазнительных впечатлений. Для этого нужно уединиться и не подвергаться соблазнительные вещи, лица и места.

Наше тело подвижна. Органы движения — это мышцы, руки и ноги. Страсти, нападающие на эту сферу, — это, с одной стороны, праздность и сонливость, а с другой, легкомыслие, неусидчивость, страсть к игре и развлечений, танцы, актерство, драки и т.д.. Оружие, которым надо защищать эту часть, — труд, бдение, поклоны, степенные движения.

Есть язык — орган слова. Его наступают такие страсти: пустословие, пустословие, сплетни, ссоры, святотатство. Оружие, которым надо его оградить, — это благоразумное молчание уст.

Такое наше тело, такие страсти его одолевают и такая против них оружие. Все это оружие святые отцы называют телесными подвигами. Итак следует власть над телом и обучать его благочестивой жизни. Те же, что Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).

Теперь обратим внимание на душу. Здесь на первом месте стоит воображение и память — сокровищница души со всеми ее драгоценностями. Душа смущают такие страсти: мечтательность, рассеянность или незосередженисть ума, капризность, — их разжигает чтения романов и пустые разговоры. Оружие против них — это внимательность или трезвость и бодрость духа.

По представлению идут ум и рассудительность, которые должны все распознавать. Враги, которые вредят им, — это любопытство, сомнения, гордость, доверие только себе, неуступчивость в собственных суждениях, отсутствие личных убеждений. Оружие, в которую нужно их одеть, — это чтение слова Божия и произведений Отцов, беседа с опытными в духовной жизни людьми, собственные размышления о подчинении голосовые Церкви.

Рядом с благоразумием стоит воля — деятельная способность желаний и начинаний. Страсти, мучают ее, — это хлопотливость, корысть, своенравие, непокорность, дерзость и разнузданность. Оружие против них — всестороннее послушание или покорность, подчинена закону и уставу — жизненном, общественной и тому, который дает духовный отец.

К этому же разряду относится вкус — способность к эстетическим удовольствиям. Страсти, нападающие на него, такие: усердное соблюдение моды, чрезмерное притираньями, склонность к развлечениям, балов, театров. Духовная оружие против этих страстей: духовное пение, иконы, а больше — хождение к храму, полностью удовлетворяет потребности неиспорченного вкуса.

Такая душа, такие ее страсти, такое оружие против них. Вся это оружие — это совокупность душевных подвигов, с помощью которых мы прославляем Бога в телах наших (1 Кор. 6, 20) и души наши спасаем и очищаем (1 Пет. 1, 22). И наконец то, что выше души — дух, сила, обращенная к Богу и божественных вещей. Ее враги — это неверие, богозабуття, бесстрашие, отсутствие совести, отвращение к священным вещам, отчаяние. А оружие против них — вера и любовь к Богу, которые животворит надежда и которые действуют в полном действенной силе, когда человек находится в присутствии Божием, непрестанно обращая душу к Творцу или непрестанно молясь.

Сокращаю наставления, чтобы ваше внимание, попав в такую ??необычную сферу, немного отдохнула. Перечислю поочередно все оружие нашей духовной борьбы, это — вера, молитва, хождение в храм и пребывания во всем церковном чине, полный послушание, чтение слова Божия и святых отцов, живая беседа с опытными людьми и размышления о божественном, трезвая внимание к себе, телесный труд, бдение, поклоны, предохранения чувств, молчание, воздержание, пост. Такое же оружие, не по букве, а по духу, вспоминает и святой апостол Павел, когда перечисляет ее завещал христианам облечься в всеоружие Божие: Стойте, следовательно, препоясав правдой бедра ваши одевшись в броню праведности и обув ноги в готовность, чтобы проповедовать Евангелие мира. А паче всего возьмите щит веры, которым преодолеете потушить все раскаленные стрелы лукавого. Возьмите также шлем спасения и меч духовный, то есть слово Божие (Еф. 6, 14-18).

Так и наставления апостола и сам анализ нашего естества указывает нам на это все оружие как на необходимое условие успеха в духовной борьбе. Это оружие еще называют подвигом; подвиги есть телесные, душевные и духовные. Вы видите, что все богоугодное мужи и жены, ища спасения, НЕ уклонялись от них, а поскольку не уклонялись, так и побеждали страсти и спасались. Ты хочешь выдержать в борьбе, ее приведешь? Подвизайся и ты добрыми подвигами. Каждый подвиг подавляет противоположную него страсть, а все вместе подвиги подавляют все страсти и как берут их в осаду; страсти погибают частично, когда не дать им пищу, а наиболее губительными являются нападения на них. Любой устойчивым, твердым и неуступчивым и вскоре достигнешь успеха. Не обращай на тех, что бегут от подвигов, считая их добровольное дело. Среди таких не найдешь победителей, потому что они делают, избегая подвигов? Сами подставляют себя под удары врага. Они похожи на воинов, которые не имеют никакого оружия, раздетые и разутые ходят между врагов, а те бьют их куда угодно и по чему угодно, наносят им раны и убивают их. Тому, кто хочет выдержать в борьбе, нужно, не мешкая, облечься в названную оружие, и облечься во всю, ничего не оставляя. Ведь оставляя хотя бы что-то одно, ты подвергаешь какую-то из своих частей под удары врага; нанесут тебе рану, возможно, тяжелую, смертельную. Пусть даже воин весь закрыт, а голова открыта — враг поразит его в голову и убил. Если ноги открыты, то враг перебьет ноги и возьмет в плен, хотя все другие части в воина вооружены. Так и в духовной борьбе: откажись хотя бы от чего-то из оружия, хотя бы от одного подвига, — враги и бросятся туда, как к вило в городском стене, и разорят город, потому воин упустил. Ни пойди к церковь, не соблюди поста, давай глазам и слуховые: сколько вреда будет с этого? Может, испытываешь такого поражения, что больше и не опомнишься, а на первый взгляд это как мелочь.

Облечься в всеоружие, взять на себя все подвиги — какой же это бремя — Подумает кто-то. Действительно, бремя; и что же делать, если без него нам не обойтись без этого бремени? Не хочешь попасть в плен, не хочешь погибнуть от руки врага, носы оружие, чтобы отбиваться от него, преодолеть его и защищаться самому. Вот что пусть порадует нас: чем терпимее и выносливее мы носим это оружие, тем легче она становится, и орудовать ею легче, не так как железным оружием. Чем дольше ней орудуешь, тем больше устаешь, а в духовной борьбе чем настойчивее и невтомнише воюешь оружием, тем меньше устаешь, а оружие становится все то легче, а затем груз ее почти незаметен, а ее сила неожиданно возрастает. Например, хождение в церковь. Бывает, оно в начале тяжелое и не слишком отрадное, а затем, чем больше ходишь, тем отраднее и легче; и, наконец, приходить в церковь становится так мило, что порой и не хочется выходить из нее, а когда заходишь, то чувствуешь в себе такую ??силу, что не боишься никакого врага. Так и всякая другая духовное оружие, если им долго орудовать, настолько срастается с нами, что благодаря ей в духовном деянии и борьбе со страстями и пожеланиями чувствуешь не обуза, а большое легкость. А бремя остается тогда, когда мы по каким-то причинам не выполним своего духовного подвига, к которому привыкли и который нас подкреплял.

Поэтому, не отказывайтесь, а заставляйте себя выполнять по вашим силам все предназначено, Бог поможет вам, только начните и неуклонно продолжайте. Сейчас пост — благоприятное время, чтобы приобрести такие привычки. Кто говел, уже, конечно, использовал всю духовное оружие, а кто говитиме, то еще использует. Остается только немного себя принудить, чтобы, начав, не бросать. А там, даст Бог, она так понравится, что мы и вовсе не хотим расставаться с ней. Надо только немного привязаться к подвигам, а дальше они станут нашей потребностью, питать нас и утешать. Подвиги не чужды нашей природе, а присущие ей в чистом виде, поэтому мы и восхищаемся ими.

Дай Бог, чтобы мы все почувствовали, которые они спасены! Тогда никто и не оттянет нас от них. Аминь!

1863

Еще одно слово на ту же воскресенье

В святом крещении мы рождаемся для новой жизни, становимся новым творением, призванным к жизни в Иисусе Христе для добрых дел, которые мы должны делать всегда, — поэтому тот, кто рожден таким образом от Бога, не совершает греха, пока не уклоняется от должного порядка и действует так, как положено в новом рождении. Когда мы отрекаемся упомянутого порядка — падаем и снова делаем грех. Потом каемся, исповедующиеся, причащаемся Святых Христовых таинств, — и снова сподобляемся первичного порядка и первичных привилегий, подаренные тем, которые принимают новое рождение в крещении. Теперь стоит надеяться, что к нам снова касается слово апостола: Каждый, рожденный от Бога, греха не совершает (1 Ин. С, 9). И все же, видим, что грех господствует и у нас, и в других, даже в эти дни, освящают даже после святого говения и наших торжественных обещаний. Почему? Ли Божье обетование перестала быть правдивой? Ли ослабла Божия? Нет. Сколько потому обетования Божии в Нем — ?Да?, и поэтому через Него ?Аминь? (2 Кор. 1, 20), а в ком благодать, тот все может в Господе, что укрепляет его (см. Флп. 4, 13). Причина этой прикрости не вне нас, а в нас самих, — в том, что мы не прилагаем необходимые усилия и не пользуемся, как положено, представленными средствами. Виноват врач, лекарства не помогают, когда больной не слушает его указаний и не принимает назначенных лекарств? Господь обещал, что даст силу, и подает. А мы должны опираться греху и бороться с ним. Кто не борется с грехом, тот не побеждает его, кто не побеждает, то падает и находится в грехе. Кто же, напротив, опирается греху, для того всегда готова благодатная помощь; кого она укрепляет, то всегда, хоть и не без труда, сможет обойти зло и делать добро. Борись; не поддавайся — и победишь. И не будет в тебе греха. Если же другие тоже так сделают, то и у них греха не будет. Зато везде воцарится светлое царство святости и правды.

Тому, кто борется, надо иметь оружие и уметь пользоваться ею, или знать, как воевать. Ранее я описывал всю христианскую оружие и объяснял, почему надо в нее облечься. Вспомните, что это за оружие. Это пост, уединение, бдение, предохранения чувств, поклоны, хождение в церковь, чтение слова Божия и святовитцивських писаний, полный послушание, трезвая внимательность к себе, молитва, вера. Вы видели, как они вытекают из нашей природы и из особенностей самой борьбе? Будьте уверены, что все они необходимы в борьбе против греха.

Предположим, что кто-то вооружился ими, все ли он сделал? Нет. Еще надо орудовать ими, и орудовать не как-нибудь, а так, как это целесообразно. Не берусь изображать всю духовную брань. Это очень широкая тема. Укажу лишь главные приемы, которых достаточно, чтобы заверить успех в борьбе.

Первое. НЕ намиряйтеся начинать войну против целых полков страстей, а всегда вооружайтесь против той, что нападает на вас. Нападает гордость — боритесь с гордостью; нападает гнев — боритесь с гневом; нападает зависть — боритесь с завистью. Какой враг перед вами — такого и побеждают, против того и направляйте все ваши боевые силы и все внимание. Перетаскивание ваших сил в противоположную от опасности сторону — вражеский подвох.

Второе. Поторопитесь отделиться от врага и противопоставить себя ему, а его себе. В духовной борьбе оно не так как в чувственной. В чувственной враг нападает открыто и виден. А в духовной борьбе и враг, и мы — в одной душе и ув одном сердце, вся наша беда заключается в основном в том, что мы не умеем отличить себя от врага и отделиться от него и считаем, что страстный порыв, который нас беспокоит, — это мы, наша природа, естественная требование, которую нужно удовлетворить, тогда как на самом деле это не мы, не потребность природы, а наш враг, приходит извне. Эта ошибка — источник всех наших падений и злых дел. Когда мы в начале успевали отделять страсть от себя, как нечто враждебное, то не преклонялись бы к ее удовлетворения, а ненавидели бы ее и делали бы ей сопротивление.

Третье. Когда отделим от себя страсть, нас беспокоит, и поймем, что это враг, веди тогда против нее, побеждает ее, принимая каждую оружие по очереди, пока страсть не побежит не укрыто от нас, или пока душа не успокоится. Поститесь, молитесь, читайте, размышляйте, говорите с духовным отцом, ходите в церковь, дома бейте поклоны. Словом, сделайте все, чтобы одолеть врага. Страсть по временам быстро скрывается, по временам долго воюет. Наше дело НЕ изнывать, а мужественно терпеть в боевых подвигах, пока на земле нашей души и следа враждебного не останется.

Четвертое. Врага прогнали, страсть погашена, душа успокоилась. Никогда не думайте, что вы полностью уничтожили эту страсть. Нет. Она убежала на время, потому что не могла устоять под давлением вашей силы. Едва случится ей возможность, она сразу восстанет сразится против вас. Вы преодолели страсть только в одном случае, а она найдет тысячи таких случаев и снова воевать и бросать вам вызов. К тому же только будет устранена одна страсть, сразу выступит другая, и наша арена никогда не пустовать. Это означает, что христианин никогда не должен снимать с себя всей своей оружия, а быть в ней днем и ночью. Его никто не заменит, он всегда должен быть готов к битве. В этом терпение (см. Ед. 13, 10). вашем стяжите души свои (Лк. 21, 19). Но кто выдержит до конца, — спасется (Мк 13, 13).

Вот и вся программа нашей борьбы. Когда поймешь, что твой враг — это и страсть, которая сейчас против тебя воюет, до побивает ее своим оружием, пока не прогонишь. Прогнал? Стой и смотри, надеясь нападения той или страсти. А когда нападет, сделай с ней так же, как и с первой. Делай так каждый день, каждый час и каждую минуту.

Вы спросите: а когда же конец? Каждый на деле сам увидит, когда именно для него брань закончится. Когда закончится, тогда и закончится, а заранее никто этого не угадает. Заранее можно только такое сказать: чем бодрее бороться, не поддаваясь никаким нашептыванием страсти, тем быстрее страсти слабнутимуть и, в зависимости от того как будет проходить эта непримиримая борьба, мир и тишина овладевать душу. Ведь надеемся, что душа, наконец, придет к такому мирного состояния, в котором, как в полуночной тишине, господствовать глубокое молчание — признак того, что врагов или далеко прогнали, или все они погибли. Тогда душа внутренне праздновать бесконечную субботу, говоря: Мы перешли через огонь и воду, и Ты вывел нас на отдых (Пс. 65, 12).

Милостивый Господь наш Полководец, да поможет вам, борцам, чтобы вы постигли это великое благо! Аминь.

1863

Еще одно слово на ту же воскресенье

Господь наш Иисус Христос сказал: … ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою Мене ради и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Пусть запечатлею эти слова глубоко в сердце те, что говели, покаялись и запричащалися таинств, а теперь начали борьбу с собой, своими страстями и с грехом, живущим в каждом. Знайте, воины Христовы, что когда вы поражаете себя, сами наносите себе труда, боли и скорби, то ни вредите себе этим, а готовите свое спасение: не теряете, а находите: не виснажуетеся, а растете.

Чтобы вы лучше поняли сказанное и чтобы не слабела ваше мужество в борьбе с собой, объясню вам, как это так, что теряя себя, — на самом деле не теряем, а спасаем.

Вы поймете это, когда представите, что произошло во время нашего падения. Тогда была заложена основа таких загадочных наших действий в отношении нас самих. Святой Макарий Египетский в своих беседах часто поднимает эту тему и различными сравнениями пытается приблизить ее к нашему пониманию. Он говорит, что в первоначальном состоянии человек был чистая, совершенная и украшена всеми добродетелями: страхом Божиим, верою, кротостью, смирением, милосердием, сдержанностью, чистотой, убожеством, братолюбие, благодаря которым в ней сиял образ Божий и Божья подобие. Но когда человек прислушивалась к уговоров лукавого и преступил заповедь, тогда в нее вошла другая человек, полностью противоположна первой, которая, слившись с первой, осенило ее, прижала и заглушила собой, словно части тела наложились друг на друга: голова на голову , грудь на грудь, руки на руки, каждая часть тела на соответствующую часть, да, что первого человека почти не видно, зато видим другого человека, что во всем, как мы сказали, противоположная первой: страстная, нечистая, гордая, богоборного, зла , загребущая, завистливая, несдержанный, алчная, что ненавидит брата, полна всякой нечистоты и неправды.

Так человек удвоилось. Собственно человек — это человеческая природа, которая вышла из рук Творца, а это пришелец, нечистая и страстная, — это не человек, а призрак, она не живая — это тень жизни, на самом деле видим, что она мертва, когда сравниваем ее с настоящим человеком. Кажется, что мы сами должны стоять на стороне настоящей первобытного человека. Но что-то случилось с нами, и мы отвернулись от нее и стали на сторону зашла, страстной и еще думаем, что она — это мы. Поэтому и бывает так, что какая бы страсть не преодолевала человека, она отстаивает ее, как самого себя. Ей и в голову не приходит, что здесь она действует не за себя, а за кого-то чужого против себя. Когда, например, кто-то сердится и за движением гнева идет против кого-то, то чувствует, что отстаивает себя, хочет защититься. На самом же деле ни гнев, ни какая-то другая страсть не относятся к человеческой природе. Это все пришедшее, чужое, нам враждебно и для нас губительно.

Эту страстную человека, чуждую нам и зашла, которую мы, обманутые, все же принимаем за себя, Господь заповедует погубить и умертвить, если хотим спасти свою душу, — душу, ее ущемляет, заслоняет и подавляет эта Заброда, или страстная душа . Так оно в действительности бывает, так будет и с нами. Если мы сделаем так на деле, то есть начнем терять свою душу, то наша настоящая человек освободится от порабощения зашла и заживет присущим ей богоугодных жизнью, а зайду, что на самом деле является наваждением, будет уничтожен и в целом нашей существу воцарится истинное жизни, следует , как видите, с самовмертвлення и самозгубы.

Думаю, вы поняли, что означает погубить свою душу, чтобы спасти ее, и почему это спасение нельзя устроить иначе.

Вместе запомните, что в духовной борьбе наш самый первый и главный прием заключается в том, чтобы отмежеваться от страстной, зашел человек, живущий в нас, оттолкнуть ее от себя, осознать, что она — это не мы, а наш враг, нас губит . В повседневных делах мы не начинаем действовать против кого-то, пока не розсваримося с ним и не узнаем, что он враждебно относится к нам: так и в нашей духовной жизни, пока мы не розсваримося со страстями и не поймем, что они — наши враги, до не станем действовать против них. А не станем действовать, это не вмертвимо их. А если не вмертвимо их, то они вмертвлятимуть нас. Поэтому-то нам надо отделиться: самим стать с одной стороны, а страстную человека оттолкнуть на иной. Поставить ее напротив и начать с ним войну, чтобы отсекая в ней член за членом, убить ее и выбросить из себя, оставаясь чистыми и совершенными, как хочет Господь и Он создал нас.

Напомню вам, что отграничение уже должно произойти у нас силой и действием покаяния. А что же такое покаяние? Человек становится брезговать всем нечистым, страстным и греховным и, желая освободиться от этого, твердо решает посвятить свою жизнь Господу и выполнять Его святые заповеди, ни в чем не потакая страстям и не поддаваясь им. Вот что такое покаяние! Это тот внутренний поворот, когда человек внутри себя отмежевывается благодаря сознанию и свободе, переходя от страстей на сторону святости — правды.

Отграничение уже произошло у вас. Смотрите, НЕ заприязниться снова. Потому только заприязнитеся, брань прекратится, а сейчас она для вас является главным: в ней всю вашу жизнь. Поэтому вам нужно постоянно восстанавливать и оживлять ваше первоначальное отграничения от страстей, разжигать в себе враждебность против них. Хотя вы и оттолкнули страстную человека, однако она еще жива и тянуть вас к себе то влещуючы, то угрожая. Вы же должны стоять на своем, не соглашаясь с ней и ни о чем не договариваясь, а всегда настраиваясь вопреки ее внушением. Она, например, тянуть вас к похоти, а вы настраивайтесь на чистоту, она разжигать гнев, вы храните кротость, она навиюватиме вам гордость, а вы учите себя смирение. И так во всем. Опирайтесь взлома и заставляйте себя к добру. Это и главное дело в нашей борьбе, и главное условие нашего успеха и вашего внутреннего умиротворения. Работая над собой, вы поступите так, что страстный человек все больше слабнутиме, потому что не только не будет пищи и удовольствие, а раз за разом испытывать ран, а духовный человек крепнуть, пока страстная НЕ замрет совсем, и так останется только духовная.

Сегодня я хотел вам объяснить только то, что когда враг сладко заговорит вам: ?Зачем мучаетесь, и во всем себе отказывая, себя губит?» — Вы мужественно отвечайте ему: ?Не себя смиряет, а тебя, не себя губит, а побиваем тебя, нашего лицемерного врага и губителя ?, — и продолжайте безжалостно бороться свои страсти, ни в чем не попуская и не давая им передохнуть, непрерывно опираясь им и побивая их.

Конце добавлю мое искреннее пожелание: пусть умертвляться земные члены ваши: блуд, нечистота, страсти, злая похоть … алчность; откиньте еще гнев, ярость, злобу, клевету, срамные уст ваших (см. Кол. С, 4-8). Таким образом вы сбросите с себя ветхого человека и оденетесь в новую (см. Кол. С, 9). И о вас можно будет сказать словами апостола: умерли, но так, что ?перешли от смерти в жизнь? (1 Ин. С, 14), и ?жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол., 3).

Да будет так благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, оживил нас своей смертью, а в нашем самовмертвленни возрождает и утверждает в нас свою жизнь! Аминь.

1863

Еще одно слово на ту же воскресенье

Те, которые служат страстям, лелеют их как дорогих детей, да и тем, что уже начали бороться с ними, враг часто подходит притворно подговаривая пожалеть себя и не убивать страсти так безжалостно и беспощадно. Когда страстные люди поняли, которыми палачами являются их страсти, тут же оттолкнули бы их от себя как ада отродье. Да и вы, что побеждает страсти, не расслабляйтесь и их лицемерных слов не слушайте, зная, что они хотят раскрыть ад под вашими ногами и вас туда бросить. Ведь послушайте, что о них говорит святой апостол Павел: Христос, ваша жизнь, появится … Умерщвляет, следовательно, ваши земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, алчность — что идолопоклонство. За все это падает гнев Божий на сынов. Отбросьте еще ??и гнев, ярость, злобу, клевету, срамные уст ваших (Кол., 4-8). Из этого краткого вразумления можно сделать следующие выводы: придет Господь судить живых и мертвых и осудит на вечную муку всех, чьи сердца будут полны страстей. Возьмитесь же отныне тщательно за то, чтобы от них очиститься.

Выслушайте же это наставление и не расслабляйтесь в борьбе со страстями. Страстных ждет ад. Когда они потакать страстям, они будут отданы на вечную муку. А я хочу добавить к этому, что страсти сами являются адом, и тот, кто страстный, уже предчувствует адские муки.

Некоторые не верят, что будет огонь, червь, скрежет зубов и другие телесные муки, что в аду подоспеют грешников. Нечестивые это мысли, и эти люди глубоко и пагубно ошибаются. Но пусть будет так, — скажем им. Пусть будет по-вашему! При этом вы, однако, не можете отрицать, что, расставшись с телом, душа остается живой, такой, что чувствует и осознает себя, — и страсти, которым она служила здесь, останутся в ней и с ней перейдут в другое жизни. Если да, то только этого достаточно для тяжелого ада. Страсти, которыми душа жила здесь, не находя удовлетворения там, печь и грызть ее, как огонь и червь, шарпатимуть ее непрерывными, злейшими муками.

Страсти — это не какой-то невинный помысел или желания, появляются, а затем бесследно исчезают. Нет, это внутренние, стильные порывы порочного сердца. Они глубоко входят в естество души и, долго господствуя над ней, срастаются с ней и сливаются, так, что их не выкинешь и не сметет так легко, как легко выбрасывают мусор или сметают пыль. Но они не свойственны душе, а входят в нее через нашу грихолюбнисть, потому-то они и будут мучить душу и мучить ее. Так бывает, когда выпить яду: яд печет и изводит тело, потому что противная ему. Так же, если бы мы проглотили живую змею, и она грызла бы внутренности. Так и страсти, принялись в душе, грызть и мучить ее, как змеи и яд; даже когда она хотела бы избавиться, — не сможет, ибо они с ней срослись и сроднились, а спасенных средств исцеления, которые святая Церковь предлагает в покаянии и исповеди, не будет. Так они ее терзать вечно бесконечно и невыносимо, а она еще и носить в себе самой адский огонь, вечно обжигает и не гаснет.

Приведем другое сравнение. Слышали ли вы о пытках? Например, накормят заключенного соленой пищей, замкнут, а пить не дадут. Говорят, его так яростно печет, что и жизнь не мила. Да кто ж его печет и мучает? Извне никто. Он в себе носит нестерпимый жар. Ему ничем утолить жажду; жажда и мучает его. Так же страсти — это внутренние жгучие стремления, разгоряченные вожделения грихолюбнои души. Успокоишь их здесь, на земле, они некоторое время молчать. А потом снова требовать, чтобы их удовлетворяли, и беспокоить, пока не насытятся. А на том свете их нечем будет успокаивать, потому что их успокаивают только земные вещи. Они останутся здесь, а страсти в душе и с душой перейдут туда требовать удовлетворить их; требовать и мучить душу этими требованиями, потому что ей нечем будет их удовлетворить. И чем дальше, тем больше неуспокоенный страсти будут мучить и терзать душу. Эта мука не прекратится, а постоянно расти и усиливаться. Это и есть ад. Зависть — червь, гнев и ярость — огонь; ненависть — скрежет зубов; похоть — тьма кромешная!

Такое ад от страстей начинается еще здесь: ведь кто из страстных наслаждается покоем? Только здесь они не проявляют над душой своей полной силы. Здесь тело и жизнь в сообществе отводят и смягчают их удары. Там этого не будет, и они снова нападут на душу всей своей ядом. Для примера приведу вам слова преподобного аввы Дорофея: ?Пока душа еще в этом теле, она находит облегчение от страстей и какую-то потеху: человек ест, пьет, спит, говорит, видится со своими хорошими друзьями. Когда душа выйдет из тела, тогда остается один на один со своими страстями, а потому всегда мучится ими, они наполняют ее опекают своим бунтом «и раздирающий. Как больной в горячке страдает от внутреннего огня, так и страстная душа всегда мучиться, несчастная, через свои злые привычки, через горькое воспоминание о страстях, которые непрестанно пекут и отапливают ее. Итак, нас действительно ждет тяжелый конец, если мы не будем внимательны к себе. Поэтому я всегда говорю: старайтесь развить в себе хорошие наклонности, чтобы найти их там: ведь, что человек имеет, то с ней идет отсюда и оно же будет с ней там ?.

То же добавлю и я в моей беседы. Пока мы живы, позаботимся о том, чтобы нам очиститься от всякой скверны страстей, а на их место посадить всевозможные добродетели. До этого, конечно, надо приложить труда и еще немало. Без труда ничего не поделаешь. Кто запустил свое поле и позволил, чтобы оно заросло бурьяном, а затем хочет прополоть, тот, конечно, выдергивая терновник и колючий бурьян, ранит и царапает себе руки. Но считается он на это? Нисколько. Он почти не замечает этого труда, ожидая, что будет, наконец, плодородное поле или сад с цветниками и плодовыми деревьями, которые принесут ему удовольствие. Так и душа, которая заросла терниями страстей, не удастся очистить безболезненно, не борясь. Однако, когда, очистив наси доброго семени, она расцветет добродетелями и духовной красотой, что привлечет взгляды небесных и земных. Тогда в душе будет духовный рай и сам Господь, когда в земном раю, ходить в ней, наполняя ее неописуемой радостью, как сам обещал через пророка, говоря: Я поселюсь в них и среди них буду ходить. Буду их Богом … (2 Кор. 6, 16).

Помня это обещание, не теряйте мужества вы, что начали борьбу со страстями и пожеланиями. Разжигайте вашу ревность, ожидая того светлого состояния, который унаследуете, преодолев страсти, — как борцы на аренах, видя дары, обещанные им за победу, силятся победить противников. Пусть Господь поможет вам в этом спасительном деле! Аминь.

1863

Феофан Затворник
О покаянии, причащении Святых Христовых таинств и исправлению жизни


Tags:

Что можно есть в Великий пост


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*