Черт — мифы и легенды наших предков

Written by bobrpravda   // 20.05.2013   // 0 Comments

Черт Черт

Черт

Черт

Появление такого демонологического персонажа в мифологическом сознании народа объясняется несколькими обстоятельствами. В древности, когда человек обожала стихийные явления и силы природы, в ее воображении возникли духи рек, лесов, растений … С принятием христианства прежние боги-духи в мифологическом мышлении превратились в бесов — разного рода нечистую силу (лешие, домовые, водяные, полевики, русалки, берегини, упыри, вурдалаки и т.п.). Все, что имело негативную оценку с точки зрения развитой по христианства нравственности, а также непознанное, таинственное, что не шло от божественного провидения, были отнесены к темной, дьявольской силы.
Другим обстоятельством, способствовала появлению в мифологии образа черта, был дуализм, присущий природе человеческого мышления. По апокрифическими легендами, Бог создавал мир вместе с Сатанаилом, т.е. черт был еще до начала мира. Распространенным является представление, что Бог является создателем духовного, а сатана — материального мира.
«Бог создал мир не один, — говорит легенда, — а вместе с лукавым. Бог предписывающий лукавому делать, то он и делал. И получалось все прекрасно. Лукавый удивлялся сам себе, как он все хорошо сделал. Вот и решил он создать себе мир, чтобы самому господствовать над ним. Но Бог помешал лукавому «. В другой легенде рассказывается: «Раз Иисус Христос и святой Петр, не имея, что делать, сидели и скучали. Но святой Петр и говорит:» Боже, еднак не имеешь, что делать, то хотя теперь создай мир «.» Хорошо, — говорит Иисус Христос, — только надо призывать черта, чтобы достал из моря песка и синего камня, а то как я сам буду доставать? «

Кроме того, представление о чертей состояло (также уже по христианства) на почве верований о жизни после смерти, рай и ад, «чистых» и «нечистых» покойников, о мертвецах, что «ходят».
Черт имеет много других имен: сатана, бес, черт, то, черный, рябой, идол, ирод, змей, дьявол, проклятый, рогатый, лукавый, нечистый, куцый, Григорий без пяток, леший и т.д.. Многие поверий и народных рассказов посвящено вопросу происхождения чертей. Размножаются они различными способами. Имеют детей в браке с Чертовка, ведьмами или женщинами, которых соблазнили. Кроме того, они еще похищают чужих или забирают проклятых матерью детей.
Рассказывают, как-то у одной женщины начало ребенок плакать, а она говорит: «Чтобы тебя побрал!» Стала и девочка расти. Растет, растет, как на дрожжах идет. И стала уже девка такая, что и сосватали ее люди. Вот идут они от венца, начали плотину переходить. И молодая в воду канула. Стали его искать — не нашли. И так, может, год или два не было вести никакой. Когда это кто-то под окном стучит, кричит: «Бабушка, отворите! Пойдемте к нам». Она надела, пошла. Он ее вел, вел, взял и бросил в воду. Смотри она, а в воде — такой дом хороший и дочь ее родной, и, что утонула, сидит. Бабувала старая в своей дочери, потом спрашивает: «Когда же вы меня, дети, отведи домой?» А он говорит: «Когда привел, тогда и отведу». Дождались вечера, он ее взял и понес домой «.

А когда-то, еще в начале мира, как было черту самом скучно Бог посоветовал ему обмакнуть палец в воду и стряхнуть позади, чтобы получить товарища. Да черт обмакнул НЕ палец, а всю руку и начал ею трепать так, что наделал полно чертей. Поэтому, чтобы не плодить чертей, запрещается и теперь трепать позади мокрыми руками.
По одним поверьям, черти рождаются и не умирают, по другим — их едят волки, стреляют охотники, убивает молния и сжигает солнце.
Внешность у черта совершенно непривлекательна. Он весь в шерсти; морду имеет собачью; нос длинный, крючковатый или свиной; козлиные рожки, бороду и ноги. Руки у него когтями на пальцах, зубы обнажены, глаза красные. Людям преимущественно появляется в виде немца, ляшка в коротком фраке, шляпы. Перед девушками и женщинами может выступать в образе барина-красавца.
Черт может кувыркаться диким зверем, птицей, собакой, козлом, петухом, бараном, даже урядником или священником, лишь обмануть мужа. Рассказывают, как один человек возвращался со свадьбы. На плотине он увидел священника, подошел под благословение, а священник захохотал и исчез.
К безутешной вдовы черт приходит в образе ее покойного мужа: «Человек с женой жили хорошо, потом он умер. Скучала она за ним, говорит:» Если бы он пришел ко мне «Наварила ужинать и села, и снова:» Если бы мне Господи Василий пришел «. Когда кричит:» Мария, открой! «открыла она — когда Василий. Сели они вдвоем ужинать.» Буду я, — говорит, — к тебе ходит, буду и радует, и сохраню тебя любит «. Послали постель и легли спать. Он к ней ходил так воскресений со двое, и она сделалась гладкая, так он ее утешил. Стала она куме своей хвастается. «Э, нет, кума, — говорит, — не Василий. Навары ужинать и впусти ложку под стол и ты увидишь, какие у него ноги «. Сделала она так, и как посмотрела, а у него ноги в шерсти …»
В Украине сохранилось много рассказов о черте, который в образе огненного змея посещает девушек или молодых. Черт перебрасывается какой-то привлекательной вещью, которая лежит на дороге. Девушка, которая взяла находку и забыла перекрестить ее, будет ночью гостя. Змей летит по небу пламенной полосой, рассыпается искрами над домом и через дымоход уходит несравненным красавцем. После этого девушка сохнет. Рассказывают: «Шла девушка с ярмарки, платок лежит красный, шелковый поперек дороги. Девка обрадовалась, схватила в пазуху. НЕ перекрестила от радости. Принесла домой и в сундук положила. А вечером открыла сундук, а там паныч лежит на всю сундук. Девка пита : «Что ты?» «Панич. Я буду к тебе ходит и много денег дам «. Ложится он берет грудь и сосет. Два месяца ходил и принес ей мешок денег. Ее мать спрашивает:» Чего ты такая желтая стала, не больна чем-то? «Она и призналась:» Нет, мамочка, ничем не больна, а ко мне паныч ходит «.» Что он тебе делает? «» Грудь сосет «. Взяла мать придавила грудь, когда кровь.» Э, дочка, он кровь твою сосет. Я уже догадалась, что за паныч «.

Верный способ избавиться от такого посетителя — это удивить его. Как представитель потустороннего мира, черт должен все знать. Как только обнаруживается его некомпетентность в каком-то вопросе, он признает свое поражение, сразу же исчезает и больше не появляется. Скажем, в некоторых легендах девушка, к которой ходит нечистый превышает будто на свадьбу: «брат сестру берет», как она говорит. На вопрос незваного посетителя, или же может брат жениться на сестре, она ему отвечает тоже вопросом: а разве может некрещеный ходить к крестной?
Черти охраняют заказанные сокровища. Сокровища перебрасываются на тех же животных, и черти: на лошади, барана, козла, петуха, кошку. «В Снитине (село на Полтавщине, — ред.) На Пасху шел человек и видел: погреб в горе открытые, свет горит и в погребе белый конь стоит у дверей. Поднялся ветер, то Хряпа, Хряпа — и все сдвинулось с горы, без знать и дверей «.
Строя дом, нужно хорошо выбирать место: чтобы не стояла она на распутье, дабы не велось строительство там, где кто-то был убит или похоронен, у тех местах, «где черти толкутся». Жительница одного из таких зданий рассказывала: «Половина нашей старого дома была не на хорошем месте. Было, как сними колыбель вниз, так она по всему дому качается, а то на доме что-то грохочет, двери пидпира лестнице. Мать стали говорить, чтобы новую строили дом, потому что нельзя жить: боятся. Отец выстроили другую комнату и перешли жить. А то старый дом нанял человек. Вот лег на печи спать, когда они на полу танцуют и играют. Смотрит: люди, только черные и хвосты сзади. Одни танцуют, а вторые играют. На вторую ночь человек тот лег на полу. Пошел он на улицу; идет снаружи, не найдет двери — все шерсть. Поднял руку вверх, а не нашел стены, а Потрогал за морду, за страшную, бородатой. Так оно бросило этого человека о землю, выбило ему руку и ногу «.
И все же черт «не так страшен, как его малюют», — гласит пословица, и многочисленные переводы подтверждают эту мысль, как, например, рассказ под названием «Баба хуже черта». Было два человека и очень любили. Черт ходил за ними семь лет и не мог поссорить. Вот идет он раз дорогой и плачет, и встретил старуху. Начала баба его спрашивать, чего он плачет, и он рассказал ей о своих хлопотах. А она говорит: «Что мне дашь, как я тебе то-то сделаю?» Черт ей пообещал пару сапог. Тогда она пошла к людям, когда в доме была женщина, и посоветовала ей (чтобы ее еще ??больше полюбил человек) наварить хорошего ужина и спрятать все в печь, а мужчине не сказать. Тогда пошла на поле к мужу и говорит ему: «Вы так тяжело работаете, а ваша жена дома привела Хабаль принесла водки, испекла пирогов, хорошую жаркое, а вам сварила такого борща и собака сдохнет, кабы съел». Мужчина пришел домой и говорит жене: «Дай мне есть!» А женщина отвечает, что в доме ничего, кроме борща. Идет человек в шкафчик — есть водка, смотрит в печь — есть пироги и жаркое. Взял кругов и убил женщину. Так баба поссорила супругов — сделала то, чего не мог и черт. А черт уже должен за то дать бабе сапоги, но, когда их давал, то не руками, только подавал те сапоги на вирлах — боялся бабы.
(Сделка с дьяволом — также популярный мотив многих демонологических легенд и сказок. Жил парень. Начал свататься, но никто за него не хотел, потому что был беден. Вот идет он путем, встречает его нечистый дух и говорит: «Пойди в город и найму дом. Семь ч не стригись, НЕ умойся, не срезают ногти, а я буду к тебе ходит и деньги носит. Будешь ты людей спасать теми деньгами — займут. Придет к тебе генерал займут деньги по несчастью, что он визичив из казны. Ты ему скажешь, что дашь, если отдаст за тебя дочь замуж. А генерал скажет, что надо расспросить дочери «. Пошел генерал спросил старшей дочери.» Не хочу «, — говорит она. Вторая сказала:» Я пойду, хоть он некрасивый, я вас пожалею «. Пришел тогда к парню черт и велел ему постричься, побритися, позризуваты ногти, пойти в магазин и купить лучших нарядов. убрался парень и пошел к генералу дочь сватать, и отец благословил венчаться. Потом уже старшая из своей досады ушла и повесилась. Приходят они с венчания, и никто не видел, а молодому ввидився то же: «Наставил, — говорит, — тебя хозяином и хорошую женщину тебе дал, а себе другую взял — старшую дочь генеральскую. С тем и разойдемся!»

В другой сказке нечистый также помогает парню жениться на царевне, а за то требует от него, чтобы после трех лет супружеской жизни загадал ему такую ??работу, которой он не мог бы выполнить. Парень соглашается на такие условия, однако, когда наступает время рассчитываться, не может загадать ничего, что было бы черту не под силу. Дважды выполнил нечистый его трудные задачи, и испугался. Увидела царевна, что ее муж расстроился, розпиталася и сама решила посоревноваться с чертом. Вот пришел по работе, а молодая женщина, не долго думая, вырвала свой ??кудрявый волос и загадала его выровнять. Нечистый засмеялся, взял волос за два конца, слегка натяжение: «Готовая работа!» «Ну только пустите его», — говорит царевна. Пустил, а волос еще больше свернулся. Черт пробовал всяко. Как хорошо намучился, ударил себя по лбу и говорит: «Да я видел, как кузнецы железо заранее нагреют, затем выравнивают!» И сунул волос в огонь. А то только зашкварчав. «Такой-то ты силач? — Смеется над ним женщина. — Тоненький волосок — и тот не смог выровнять. Убирайся из дома!» Нечистый ударил собой в землю и рассыпался в прах.
Но в народных рассказах сделка с дьяволом завершается не так счастливо, как в сказках. Научившись мужчины музыки, черт калечит его, он ворует деньги у скряги, и то вешается; сжигает пасечника; морочат мужчину так, что он режет жену вместо овцы придя на посиделки в виде парня, отрезает головы девушкам и вешает за косы на кольях.
Соглашение обычно бывает подписан кровью на перекрестке. Расписку о проданной душе черт уносит в ад до самого сатаны. Перекресток дорог вообще считался местом нечистым. Старики, если приходилось проходить через такое место, всегда крестились. На перекрестке даже поднимать ничего нельзя. Полночь там можно встретиться с нечистой силой. Туда можно принести и продать черту черного кота: нечистый купит его за большие деньги (есть народные рассказы о кость-невидимку, которую получают из черного, без единой белой шерстинки кота, если его варить много ночей). Домой тогда надо идти не оглядываясь: если оглянешься, нечистая сила разорвет на куски. Черта можно призвать свистом (поэтому в доме запрещают свистеть). Не годится в доме также называть нечистого на имя — может появиться.
Черти водятся по пропастях, безднах, лесах, особенно любят болота и, конечно, живут в аду, они играют в карты на человеческие души, пьют водку и пытают грешников.
Черт — популярный персонаж довольно распространенного сюжета новеллистической сказки, где он выступает не как губитель человеческих душ, а как жертва, — обманутый хитрым сказочным героем: он страдает от плохой женщины, попадает под кузнечный молот, его больно бьет солдат. Комическая природа этого образа следует из специфики жанра новеллистической сказки и карнавальной смеховой культуры, не имея ничего общего с ужасным демонологическим персонажем, который появляется в легендах и народных представлениях о чертей.


Tags:

Черт


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*