Черниговскому музею Галагана три десятилетия

Written by bobrpravda   // 07.10.2013   // 0 Comments

Ирина Ральченко

Ирина Ральченко

Черниговскому областному художественному музею имени Григория Галагана — 30 лет. Что и говорить, человек в таком возрасте находится в полном расцвете сил, талантов, амбиций и возможностей. То в расцвете жизни, мечтаний, планов. Уже пришел первый успех и опыт приобретенный есть. И ошибки учтены, и набитые шишки зажили, а других уже не будет. Потому 30-ть — это именно та пора, когда еще хочется летать, а крылья уже окрепли, поэтому падать — нельзя. Так и наш художественный музей. За эти годы всего было на его возраста. Даже закрытым стоял на год. Но тяжелые времена давно прошли. И сейчас он — самого настоящего европейского уровня. Не просто с современными экспозициями, но и совершенно уникальными проектами. И не только с зарубежными посетителями-туристами, но и с зарубежными почетными гостями. Потомки семьи Галаганов (коллекции портретов рода позавидует не один музей) приезжают в Чернигов часто. А на днях здесь побывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерландов в Украине Кейс Ян Рене Кломпенхаувер. Но остановимся. О интересное и насыщенную жизнь возглавляемого учреждения, работу целого коллектива единомышленников и — о том, что они вместе делают, чтобы посетителям было в музее не просто интересно, а комфортно и уютно для ума и сердца — лучше расскажет директор художественного музея Ирина Ральченко. 

— Мне всегда казалось, что художественный музей настолько древний, как и многие его картин, которым уже века и века …

— А на самом деле — он один из самых молодых в Украине. Помещение гораздо старше сам музей.Перед тем, как наше заведение здесь расположился, в этих стенах звучали детские голоса, звенел звонок, призвав учеников на уроки в школе ? 2, одной из лучших в городе. Музей же створено1983 года — Постановлением Совета Министров УССР в марте и приказом Министерства культуры от 12 апреля того же года на базе художественного отдела Черниговского исторического музея. Но с юбилеем мы не опоздали. Ведь именно в сентябре нам передали это старинное и нарядное, даже аристократическое помещения. А я возглавляю художественный музей с 2001 года. Двенадцать лет, то есть полный цикл (улыбается. — Авт.). — Госпожа Ирина, на юбилее у вас были очень высокочтимые гости — в частности, Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерландов в Украине с женой … Извините, каким счастливым ?ветром?? — Дело в том, что в прошлом году произошло два интересных проекта, в которых наш музей принял участие. В июле праздновали 100-летие музея Пушкина в Москве. И к этому юбилею москвичи сделали интересный проект ?100 шедевров музеев Украины?. Когда их сотрудники приехали в Чернигов, были просто поражены нашим Тербрюггена. Это уникальный голландский художник. Хотя на время его даже забыли. Затем, в 50-е годы прошлого века, вспомнили. В общем, в мире осталось примерно 80 его произведений. В Украине сохраняется единственное его полотно — ?Концерт?, 1626 год. И это в нашем музее! О художнике и картину можно говорить достаточно романтично. Представьте себе, ?Концерт? путешествует по миру почти четыре века. Сколько глаз любовались им, тепло сколько рук уберегло полотно от гибели, прежде чем картина попала в Черниговскую в 20-х годах прошлого века. Произведение еще ??долго сохранял свои тайны. И только в конце 80-х годов, благодаря музейным, реставраторам и первому директору Черниговского художественного музея Светлане Ключник выяснилось, что это замечательное произведение принадлежит кисти известного голландского художника — Хендрик Янсан Тербрюггена (1588-1629), ценителем живописного таланта которого был и Питер Пауль Рубенс. Попав в круг Караваджо, где ему импонировали как новые темы, так и их новейшее художественное решение, Тербрюгген, вернувшись на родину, продолжил дело своего вдохновителя. И его непревзойденный ?Концерт? из фондов нашего музея — яркое тому подтверждение. Композиционно работа построена таким образом, максимально приближенные полуфигуры будто приглашают зрителя присоединиться к ним. И уже вместе с ними вы с нетерпением ждете, когда прозвучит первый аккорд и начнется музыкальное действо. Ода красоте и молодости, ода жизни! Итак, мы в прошлом году представляли в Москве наш музей именно Тербрюггена. Затем — в Киеве в музее Ханенко (бывшем музее Западного и Восточного искусства). Было сделано соответствующие каталоги вышеназванной выставки, которая называлась уже иначе — ?Европейское измерение?. И даже мы сами несколько другими глазами посмотрели на свое произведение и освоили его значимость. А когда в прошлом году мы встретились с Еленой Ягодовской, киевским искусствоведом, в которой своя галерея ?Тадзио? на Андреевском спуске, нашей землячке, которая сделала уже немало интересных современных проектов, в частности ?Территория души? в Черниговской галерее современного искусства ?Пласт-Арт? Бориса Дедова, то Елена спросила: какой шедевр имеет наш музей, который можно интересно пропагандировать и показать. Я, конечно, назвала ?Концерт?. И Елена Ягодовская предложила найти современных художников, сделают свои художественные реплики нашего Тербрюггена. Есть свои впечатления, свои чувства. Таким образом, появился проект к 30-летию музея, который мы так и назвали — ?Картина Хендрика Тербрюггена? Концерт ?1626. Современные видения ?. Художники очень серьезно отнеслись к работе, приезжали даже в Чернигов. И тогда мы решили, что в такой выставки нужен каталог. Нашлась и человек, согласилась выдать его за свой ??счет. Это генеральный директор ООО ?Пластикс-Украина?, президент Международного союза польских предпринимателей Иренеуш Дерек, за что ему искренне благодарим. Он, кстати, тоже приезжал к нам на празднование вместе с женой и двухмесячным дочкой. Когда проект был готов, мы поняли, что обязательно должны пригласить на праздник Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Нидерландов в Украине. Господин Посол отозвался приехал. Должен сказать, что он был поражен и от Тербрюггена, и от видений художников, и от каталога, и от музейной коллекции в целом — тоже. Посол, кстати, подарил нам прекрасный каталог голландской живописи ХVIII века. Должен отметить, что когда господин Кейс Ян Рене Кломпенхаувер еще не был Послом, он занимался известным проектом ?Матра?, в котором можно отметить очень интересный музейный направление. В частности, для музейщиков Украины было организованы тренинги, семинары, изданы книги. Году Кейс Ян Рене Кломпенхаувер стал Послом, и приятно, что с первым визитом он побывал раз в Чернигове. Добавлю, что выставка видений вниманию посетителей до 10 ноября. — Вы говорили о двух проектах … — Второй тоже стал подарком и музея, и черниговцам. Мы договорились с господином Максимюком, известным человеком в мире искусства, и к нам приехала путешествующая выставка непревзойденной картиной украинского модерна ?Белое и черное? Михаила Жука, которую художник написал в начале прошлого века именно в Чернигове. Для нее мы отвели отдельный зал, и теперь посетители любуются шедевром без лишней спешки. — Чем еще поразили ценителей искусства ко дню рождения музея? — Конечно, ?Шедевры музейной коллекции?. Их целый зал. Также к 70-летию освобождения Чернигова от фашистских захватчиков мы открыли выставку ?Чернигов. Прошлое и настоящее ?, здесь представлены работы известных наших художников, где показано Чернигов разрушен и Чернигов послевоенный, отстроен и цветущий. Также имеем декоративную выставку нашей народной мастерицы Ольги Костюченко. Сейчас по случаю 30-летия у нас происходит научно-практическая конференция ?Музеи, коллекции и их основатели?. Есть еще добавить, что празднование у нас было очень теплым и красивым. Играл даже ансамбль старинной музыки, которым руководит Иван Евтушенко. И зал, где мы принимали гостей, выглядела аристократично и нарядно. За что мы очень благодарны нашей власти, в частности председателю облгосадминистрации Владимиру Хоменко, потому что было выделено 150 тысяч гривен именно на ее ремонт. — Госпожа Ирина, помните, как вы пришли сюда 12 лет назад. И было такое впечатление, что нужно не две, а сто рук, чтобы дать в музее порядок … — Музей до этого год не работал … И люди даже начали его понемногу забывать. Но разве мог такой музей пропасть? За это время мы прилично приумножили свою коллекцию. У нас было более 3 тысяч экспонатов. Сейчас — почти 9000. Мы благодаря нашему управлению культуры (ныне Департамент) несколько лет получали средства и смогли купить картины именно черниговских художников. Это произведения 90-х годов и начале нашего века. Таким образом мы заполнили пробел. Ведь что ни говорите, но только в музее остается художник, в которых бы частных престижных коллекциях не хранились его полотна. Потому что несколько лет назад мы сделали проект ?Чернигов и черниговцы?, выпустили небольшой каталог. И выяснилось, у нас в музее нет произведений многих черниговских современных художников, целой когорты. — Музей, кроме всего, ремонтируется, реставрируется. Может, не семимильными шагами, не слишком быстро, но уверенно. — Да, за 10 лет мы освоили 2 миллиона гривен средств. Разве это не поддержка власти? Мы отремонтировали прежде фондохранилища, 720 метров. Это святая святых музея. И с этого мы начали. Ведь была серия краж. И когда у нас прошло обучение директоров художественных музеев, и они рассматривали наши фондохранилища, то называли их образцом того, как должны храниться музейные достояние. Мы, кстати, не менее ежемесячно делаем выставку. В общем, получается 25-30 выставок в год. И 90 процентов — это наши музейные произведения. Должен сказать еще об одном из интересных проектов, который с нетерпением ждут наши поклонники. Два года назад у нас демонстрировалась интересная выставка художников Товарищества передвижных художественных выставок (XXI век) из Санкт-Петербурга, которые поддерживают традиции таких выставок и работают в реалистическом жанре. А в этом году мы планируем персональную выставку активного ?передвижника? Василия Братанюка, украинское, давно живет в Питере. — Чем еще можете похвастаться за этот год, гордиться, в конце концов? — Это и выставка семьи Якутовичей. Также живопись и графика ?Гордость Черниговского края?. И натюрморт украинских художников из фондов наших — это и Шишко, и Яблонская, и Захаров … Также была интересная выставка произведений женщин-евреек к фестивалю еврейской культуры. К женскому дню — ?Очей очарованье?. Графика Натальи Ананко.А к 1025-летию Христианства мы сделали очень хорошую выставку старинной иконописи художников-профессионалов. Также мы лет 10 сотрудничаем с Одесским музеем Рериха. И в этом году у нас была выставка ?Алтай? Бориса Смирнова-Русецкого, одного из учеников Рериха. А в октябре планируется интересный туристический проект Шоколадного дома в Киеве. Представьте себе, современные украинские художники рисуют интересные иллюстрации к детским книжкам. А уже за ними пишутся сами книги. И рисунки, и издание поэтому мы покажем на выставке. — Дети и музей. Это время и большая проблема, но очень важное дело. Как вы привлекаете внимание детворы в музей? Чтобы они оторвались от своих компьютеров и планшетов … — Вот вам конкретный пример. Мы декоративные выставки. И как бы ?под них? начали делать мастер-классы именно для детей. И они с удовольствием и лепили, и куклы изготавливали. Затем мы сделали ?Мобильный музей? и возили его по школам. Собрали Украинская роспись, в том числе Марии Примаченко, оригинальные произведения. И живьем показывали их. А на экране демонстрировали произведения уже из коллекций других музеев, видеофильмы, также очень интересный мультфильм по произведениям Марии Примаченко. Дети были в восторге. Они после раскрашивали раскраски по произведениям этих художников. Проект был для учеников младших и средних классов. Но на него сами просились и старшеклассники! Думаю, после этого ребенок придет в музей без проблем. — для взрослых, тех, кто любит искусство, у вас много оригинальных проектов тоже. — Да. Вот ?Драматический пространство музея?, в рамках которого у нас происходят театральные представления. Мы делали ?Галаган-портрет?.Интересную постановку о Мазепе. Был ?Иуда Искариот?, моноспектакль заслуженного артиста Украины Владимира Банюка. ?Антифауст? — на фоне нашего ?Мефистофеля? — скульптуры Антакольського. И ?Вишневый сад? в саду … Руководит этим замечательным проектом актер Молодежного театра Роман Покровский. К 30-летию музея Роман сделал нам прекрасный подарок, сняв фильм ?Жизнь музея. Праздники и будни ?. Мы его показывали гостям. Там каждый сотрудник рассказывает, что является для него музей … — А вас, Ирина? — Для меня? .. Это моя жизнь. Без пафоса. Когда я была в журналистике, но там меня интересовала также тема культуры, людей в искусстве. Поэтому на телевидении начала проект ?Чернигов и черниговцы?. В общем, я никогда не занималась тем, что мне не нравилась. В журналистике мне хотелось узнавать новое и теми знаниями делиться с людьми. Рассказывать о художественных талантах. А поскольку я очень плохо рисую, то для меня написание картины — это вообще какое-то священнодействие.Потому художественные произведения я чувствую как музыку … — Не могу не спросить о чем эпатажный проект ?Ночь в музее?. — Это уже у нас традиция. Году мы до полуночи принимали посетителей. — не пугаете привидениями? — Нет. Сейчас перед музеем, скажем, мы развернули мастерскую и дали людям нарисовать музей будущего. А перед этим ученики художественной школы тоже рисовали для нас музей будущего. Мне особенно запомнились две работы. На одной — по кругу экспозиция музея, а посередине — живое зеленое дерево. Представьте себе, ребенок видит музей живым! На другой картине — фасад старинного музея, а к нему направляется семья. Этими сюжетами, пожалуй, все сказано. — А вы, Ирина, как представляете музей — завтра, через 10 лет? — Я хочу, чтобы мы поняли те стандарты, которые есть сегодня в мире. Чтобы избавились периода закрытости. Он закончился! Посмотреть картины, послушать лекцию — это не все. В мире музеи становятся центрами досуга. Это не подразумеваются дискотеки и т. п. Просто музей — это место, где приятно, комфортно. В музее, например, можно послушать замечательный концерт. Посмотреть спектакль. Есть даже такой термин ?Музей приветливый к посетителям?. Потому должен быть комфортно, тепло, цветы, разное антураж.Нужно, чтобы было место, где отдохнуть, подумать, выпить кофе наконец. Я видела, например, в Бостоне, как в музее люди сидят прямо на полу, с детьми, то даже едят. И никто не бегает и не кричит на них. Получается, что музей для человека становится родным средой, где ничто не мешает созерцать красоту. К тому же, должны быть и аудиогиды, и другие технические средства.Скажем, возможность выйти в Интернет и немедленно извлечь информацию. У нас есть прекрасный дворик. Перед фасадом тоже достаточно территории. Все надо обустроить. Чтобы была и кафе, и музейная лавка. Человек должен выйти из музея или с сувениром, или с большим альбомом — чтобы осталась только духовная, но и материальная память. Думаю, наши планы осуществятся. У нас молодой и интересный коллектив, которому хочется двигаться вперед. Вот мы наконец подготовили проект нового альбома. Издательская деятельность просто необходима.У нас очень много материалов по ГАЛАГАНОВСКИЙ коллекции, почти 100 произведений 9-ти поколений этого рода — это уникальная вещь. В прошлом году, кстати, мы очень серьезно представили ее в музейном комплексе ?Мистецький Арсенал? в Киеве, 40 произведений. Портрет Натальи Разумовской — на всех баннерах в столице! Это была действительно событие! Все говорили и писали о нас. А мы готовы и дальше удивлять мир! Портрет Натальи Разумовской — на всех баннерах в столице! Это была действительно событие! Все говорили и писали о нас. А мы готовы и дальше удивлять мир! Портрет Натальи Разумовской — на всех баннерах в столице! Это была действительно событие! Все говорили и писали о нас. А мы готовы и дальше удивлять мир!


Tags:

директор художественного музея

Ирина Ральченко

Черниговский областной художественный музей имени Григория Галагана


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*